Методическая разработка, организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием социо – игровой технологии из опыта работы воспитателя |
Педагогика | |||
Автор: Булышева Татьяна Валериевна | |||
05.02.2019 16:07 | |||
Методическая разработка, организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием социо – игровой технологии из опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 93 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар Республика Коми Булышевой Татьяны Валериевны. Сборник методических материалов предназначен для воспитателей в дошкольных общеобразовательных учреждениях. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современный детский сад — это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни, а среда его окружающая призвана обеспечивать реализацию образовательной программы, учитывать все условия, в которых осуществляется образовательный процесс и должна соответствовать возрастным возможностям детей. Образовательная деятельность проводится в рамках реализации программы «Истоки» и разработанных на её основе рабочих учебных программ для детей дошкольного возраста. Актуальность: Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» — т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. В своей педагогической практике применяем социо-игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей. Наши педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Следуя этим советам, занятия организуем как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; социо-игровую технологию системно используем как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Новизна и оригинальность: заключается в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, с использованием социо – игровой технологии, в соответствие с ФГОС ДО. Практическая направленность: Данный материал может быть использован для практической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оглавление:
3.
Тема: «Африка снится»
Тема: "Следы на снегу".
Тема: «Цветочная поляна»
Тема: «Посуда»
Тема: «Такая разная осень».
Тема: «В стране знаний». 4. Литература Конспект ООД с детьми средней группы по развитию речи с использованием социо – игровой технологией. Тема: «Африка снится» Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Цель: Продолжать знакомить детей с животными тёплых стран. Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи: 1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Предварительная работа с детьми – Чтение детям произведений художественной литературы — К.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит» Москвина «Что случилось с крокодилом», Липатова «День открытых дверей в зоопарке». Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «Животные жарких стран», беседы с детьми о них. Аппликация на тему «Полосатые зебры». Лепка на тему «Жираф заболел». Конструирование на ему «Животные жарких стран». Знакомство с игрой «Скажи другу приятное слово». Совместная работа с родителями — Чтение детям художественной литературы о дружбе, заучивание пословиц о дружбе. Материал: картинки для деления на компании, игрушки: слон, жираф, зебра; напольная мозаика «Африка», колокольчик. Этапы работы: I. Вводная часть Цель: Создать положительный настрой на организованную образовательную деятельность. / Раздается звон колокольчика, дети собираются на ковре/ Воспитатель предлагает вспомнить наш девиз /все идут в центр круга, кладут ладошки на ладони воспитателя/, дети говорят: «Все за одного, один за всех — тогда в деле будет успех» /дети расширяю круг, берутся за руки / и продолжают: «Мы дружные ребята, не ссоримся совсем, мы дружные ребята — скажите это всем» по окончанию слов дети обнимают друг друга, затем воспитатель предлагает сказать друг другу приятные слова. Проводится игра: «Скажи другу приятное слово». А давайте вспомним пословицы о дружбе. / дети называют 2-3 пословицы. /: «Человек без друзей — что дерево без корней.», «Друг за друга держаться – ничего не бояться»., «Сам погибай, а друга выручай», «Друг познается в беде» / II. Основная часть Цель: Организация детского внимания, объяснение материала, постановка учебной задачи и совместное решение, закрепление знаний и навыков. Воспитатель: Ну что ж, вам с друзьями ничего не страшно. Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие. А куда мы с вами отправимся, догадайтесь. Читаю стихотворение Б.Заходера «Африка», с показом на интерактивной доске. Где-то в джунглях, на лианах, где-то с южной стороны Обитают обезьяны, и жирафы, и слоны. Где в речушке серебристой бегемоты сладко спят, Разрисованные птицы цветом радуги летят. Африка, Африка, сказочные страны, Африка, Африка, жаркий небосвод, Африка, Африка, сладкие бананы, Потому что в Африке лето круглый год! Полосатые лошадки тоже в Африке живут, Там зеленую зубатку аллигатором зовут. Попугаев много-много, самый главный — Какаду. Вот как вырасту немного, в гости в Африку пойду Африка, Африка, сказочные страны, Африка, Африка, жаркий небосвод, Африка, Африка, сладкие бананы, Потому что в Африке лето круглый год! Воспитатель: Ну, что догадались. Куда мы с вами отправимся? (в Африку) После чтения стихотворения педагог продолжает рассказ: «Африка — удивительная земля. В ней есть безводные пустыни, самая большая на земле пустыня — Сахара. В Африке протекает самая длинная река в мире — Нил. По берегам этой реки растут пышные зеленые леса и высокие травы. Воспитатель: Ну, что отправляемся. Деление на компании: Воспитатель: У меня на подносе лежат картинки, взяв картинку вы садитесь за тот стол, которому относится ваша картинка (соотнесение маленькой картинки к большой картинке, которые находятся на столе – обезьянка, лев, носорог). Готовность к работе дети показывают, подняв руки над головой «шалашиком». Воспитатель: вам необходимо назвать свою компанию животными, которые живут в Африке и выбрать достойного капитана (дети совещаются). Капитан, каждой из компаний, по очереди рассказывает, например, Первая компания: — Я капитан, наша компания называется «Обезьянки». Вторая компания: — Я капитан, наша компания называется «Львы». Третья компания: — Я капитан, наша компания называется «Носороги». Воспитатель: А загадки мои вы сумеете отгадать? (да) У него большие уши, Самый длинный в мире нос, Самый крупный он на суше. Кто такой? К тебе вопрос!» (Слон) (ответы детей). /Появляется игрушка-отгадка/. Педагог повторяет загадку в форме текста-описания, дополняет его: «У слона толстые ноги, большие широкие уши, небольшой хвост. А самое удивительное — это хобот. Им слон все делает как рукой». Воспитатель: загадывает следующую загадку: Узнать его нам просто, узнать его легко: Высокого он роста и видит далеко. /Жираф/. Воспитатель демонстрирует игрушку-отгадку, описывает её, включая в описание текст загадки: «Жираф очень высокий, ростом с двухэтажный дом, У него длинные ноги и очень длинная шея. Он очень красиво раскрашен, весь в пятнах. У него смешные маленькие рожки и маленькие ушки». Воспитатель: загадывается загадка о зебре: У этой лошадки одежка в полоску. Похожа одежка её на матроску. (Зебра). Педагог показывает игрушку, повторяет загадку в форме текста-описания, расширяет его: «Зебра полосатая. У неё есть копыта, грива и хвост. Она хорошо бегает. У нее сильные ноги». Воспитатель: Сейчас каждая компания будете составлять по своей картинке рассказ, а когда ваш рассказ будет готов, вы поднимите руки над головой шалашиком. Давайте вспомним правила: 1. Если одна компания отвечает, другая внимательно слушает. 2. Капитан не поводит команду, а команда не подводит капитана. (Дети составляю описательные рассказы по картинке, Выслушиваются рассказы от каждой компании детей). Воспитатель: Ребята, а где мы можем увидеть этих животных? (ответы детей). Воспитатель: Давайте вместе с вами скажем чистоговорку: «Ащ-ащ-ащ, у жирафа пестрый плащ». Воспитатель: Сейчас я вам предлагая встать в круг и поиграть в пальчиковую игру: «У жирафа пятна, пятна…» Предлагаю поиграть в игру "Кукушка". Дети держат перед собой кулачки. Я иду по кругу, касаюсь каждого кулачка. Все вместе при этом говорим: «Шла Кукушка мимо сада, Поклевала всю рассаду, Ку-ку, мак, ку-ку, мак, Открывай один кулак». Ребёнок, которому выпало, открывает свой кулачок и выполняет какое – то задание. Например: 1. Скажи правильно: одна обезьяна, много … (обезьян) 2. Как называется наш город. 3. Сосчитай до 5. 4. Как правильно переходить дорогу. Затем детям предлагается из напольной мозаики собрать картину «Африка», — (Самостоятельная работа в компаниях), а затем уточняем с детьми кто живет в Африке. Рефлексия Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? (ответы детей) А где мы с вами были сегодня? (ответы детей) С кем мы познакомились? (ответы детей) А почему у нас все так хорошо получилось? (ответы детей) Воспитатель: У дружных ребят всегда все получается, Есть ещё одна пословица о дружбе — «Дружно не грузно, а врозь, хоть брось».
|