Современные подходы к организации игровой деятельности старшего дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Кильганова Ирина Владимировна | |||
01.02.2019 23:57 | |||
Современные подходы к организации игровой деятельности старшего дошкольного возраста Автор: Кильганова Ирина Владимировна Воспитатель Детский сад № 216 ОАО «РЖД» г. Иркутск Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности Игра – главная сфера общения детей. Продукт, который создают сами дети. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. А. Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает на данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка.
Игровая деятельность детей носит ярко выраженный творческий характер. По определению О. С Газмана «Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил». Особое место в игровой деятельности дошкольников, по мнению многих авторов, занимает сюжетно-ролевая игра. Сюжетно – ролевая игра способствует социальному развитию детей посредством освоения новых ролей, закреплению правил и норм поведения, совершенствованию разговорной речи. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Сюжет игры – это связная последовательность игровых действий В содержании игры – деятельность людей, то с чем и как действует человек, смысл человеческой деятельности. Содержание игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации игры. Однако в последние годы стало сложно увлечь дошкольников игрой. Игры с традиционным сюжетом их мало привлекают. Что же может сделать воспитатель, чтобы детям стало интересно играть? Давайте вспомним, что же входит в руководство сюжетно-ролевой игрой. Это, конечно же:
Обогатить и разнообразить игровую среду в группе можно с помощью дидактического комплекта «Детская типография». Набор «Детская типография» предназначен для детских печатных работ. В дидактический набор «Детская типография» входят 81 штампа — буквы русского алфавита и знаки препинания. Штампы размещены в ячейках, образованных с помощью решетки. Все это помещено в деревянную коробочку, снабженную крышкой, которая легко выдвигается. Штампы – буквы с помощью специальных соединений собираются в «гармошку» — слово из трех и более букв. Технология – детская типография является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и педагога. Используя ее как форму совместной развивающей деятельности детей и педагога, можно разнообразить и обогатить содержание сюжетно-творческих игр. Чтобы использование дидактического материала «Детская типография» было интересным для детей, первым этапом в работе были разработаны технологические карты творческой мастерской, для изготовления атрибутов к сюжетно — творческим играм. В технологической карте прописано оборудование, материалы, которые необходимы для работы и пример игровой ситуации. Технологическая карта творческой мастерской № 4 Тема: Бланки рецептов» Оборудование и материалы:
Пример игровой ситуации: Пациент идёт в аптеку, а лекарство ему не продают. Почему? (нет рецепта) Что мы можем сделать?
Второй этап в работе применения дидактического комплекта «Детская типография» — изготовление атрибутов к сюжетно-творческим играм. На примере «печатания» бланков рецептов к сюжетно-ролевой игре «Поликлиника» Детей вводили в игровую ситуацию. Затем рассматривали с детьми бланки рецептов заполненных в поликлинике, далее «печатать бланков» для игры при помощи дидактического материала «Детской типографии» и применение их в сюжетно-ролевой игре. Самостоятельное изготовление атрибутов детьми с помощью дидактического комплекта «Детская типография», повышает их интерес к сюжетно-ролевым играм. Они с удовольствием стали играть, развивать сюжет игры, разнообразились их диалоги. Детям, особенно девочкам, понравилось составлять меню, придумывать новые блюда, названия для них. Продолжением сюжета стали оплата деньгами, банковскими картами. Приведен пример «Меню» для сюжетно-ролевой игры «Кафе». Изготовление билетов для сюжетно — ролевой игры «Путешествие на поезде», рецептов для сюжетно — ролевой игры «Поликлиника» В процессе печатания атрибутов ребенок действует самостоятельно, свободно проявляя свои чувства, желания. У ребенка развивается творческая фантазия, связная речь, воображение, одна из основ умственного развития, умение выражать свои эмоции и развитие произвольности. В активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие дети, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. Сюжетно-ролевая игра проявляет своеобразное влияние на развитие речи. В процессе «печатания атрибутов» к сюжетно-ролевым играм, с помощью дидактического комплекта «Детская типография», дети комментируют собственные действия, что способствует развитию умения вести диалог с партнером, развитию разговорной речи, обогащению словаря. Результативность использования дидактический набор «Детская типография»:
|