Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ ВОСПИТАННИКА
Педагогика
Автор: Малыш Ирина Геннадьевна   
16.01.2019 09:40

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ ВОСПИТАННИКАВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ ВОСПИТАННИКА

Автор: Малыш Ирина Геннадьевна Воспитатель МАДОУ № 21 г.Армавир

Рождение ребёнка — это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.
Макаренко А. С.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. По мнению специалистов и ученых в области семьи (Т. А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, и др.) общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. В условиях реализации новых нормативно — содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно — воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. [1, ч. I п. 1.6 п. п. 9]

 

Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно — правовых документов, в том числе в ФГОС ДО, Семейном кодексе РФ, Конституции РФ, Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» и др. Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 44 записано «…Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка» [2, ст. 44, п.1].

Семья была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. В соответствии с этим мы изменили позицию ДОУ в работе с семьёй. ДОУ не только воспитывает ребёнка, но и консультирует их родителей по вопросам воспитания детей.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в своё время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно — воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» [4]

Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине наш детский сад сегодня ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Наилучшие результаты может дать максимально полное вовлечение родителей в целенаправленный процесс воспитания, что эмоционально обогатит отношения ребенок – родитель в регламентированной и деловой атмосфере ДОУ. Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования «обеспечивает открытость дошкольного образования», которая «создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности». [1. ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6].

Перед нами, воспитателями, поставлена цель: создание единого образовательного пространства «семья — детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства, сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказание им помощи в воспитании и обучении детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Стать партнёрами с родителями и объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

Мы руководствуемся основными принципами при организации работы с семьей:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.

Работу с родителями в нашем детском саду мы планируем заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Изучение семьи мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование и личные беседы, наблюдаем за взаимоотношением и общением родителей и детей. Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.

Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, мы используем разные формы организации: лекции, консультации по определенным темам, общие родительские собрания, групповые родительские собрания, семинары, семинары-практикумы по разным вопросам, вечера вопросов и ответов, устные журналы, диспуты, обсуждение педагогической литературы, конференции, важнейшими задачами, которых являются обобщение лучшего опыта семейного воспитания, коллективные выезды детей с родителями на природу, официальный сайт ДОУ, презентация детского сада.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями.

Одной из новых нетрадиционных форм работы с родителями в нашем ДОУ является «День родительского самоуправления». Основной целью проведения такого дня является развитие сотворческих процессов в детско-родительском коллективе; освоение субъект-субъектных отношений с детьми, развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. Педагогическое просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ.

Изучая содержание форм работы с родителями в ДОУ, мы сделали вывод, что многие из них устарели. В большинстве случаях родители являются пассивными участниками образовательного процесса. Их очень сложно заинтересовать, организовать, привлечь к жизни детей в ДОУ. Именно поэтому у нас родилась идея включения родителей в образовательный процесс ДОУ. День самоуправления является новой современной формой работы, направленный на вовлечение родителей в образовательный процесс. Такая форма работы наиболее полно раскрывает содержание деятельности педагога, наглядно показывает инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помогает понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи. Поэтому мы решили провести День родительского самоуправления, чтобы постараться привлечь как можно больше количество родителей.

В этот день родители всех образовательных групп попробовали себя в роли воспитателей. Одни родители проводили занятия, другие прогулку, совместные игры в группах, в вечернее время. Данное мероприятие невозможно без предварительной работы. Мы познакомили родителей с новой формой взаимодействия ДОУ с семьей (день самоуправления), были проведено анкетирование, где каждый родитель ответил на вопросы, какой вид деятельности он смог бы провести в группе. Был составлен график посещения родителями выбранных видов деятельности. С каждым родителем, участвующим в дне самоуправления, было проведено индивидуальное консультирование по проведению тех или иных режимных моментов. Педагоги подготовили конспекты. Не обошлось без трудностей, но воспитатели были рядом и сразу приходили на выручку.

По окончанию Дня родительского самоуправления мы провели круглый стол, где родители поделились своими впечатлениями. По итогам круглого стола были сделаны следующие выводы:

От Дня родительского самоуправления у всех без исключения остались хорошие впечатления, родителям хотелось бы еще поучаствовать;

По мнению большинства родителей, такие мероприятия должны быть на постоянной основе.

Воспитательные функции дошкольного образования и семьи различны, но для всестороннего развития личности необходимо их взаимодействие. Единые подходы к развитию ребенка в семье и в дошкольном учреждении позволяют создавать активную развивающую среду, активные формы общения детей и взрослых.

В рамках новых форм работы с семьей каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок.

Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием и методикой учебного воспитания, организуемого в дошкольном учреждении. Могут принимать активное участие в деятельности детей. Родителям предоставляется помощь в воспитании детей.

Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» превратиться в «активных деятелей».

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32с.
  2. ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О. Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: Айрис — пресс, 2006. — 128с. — (Дошкольное воспитание и развитие)
  4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1979.
  5. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.
  6. Микляева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2010.
  7. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод. пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.
  8. Солодянкина О.В Сотрудничество дошкольного учреждения с семьё: Практическое пособие. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006г. — 80С. (Управление образованием)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год