ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ ВОСПИТАННИКА |
Педагогика | |||
Автор: Малыш Ирина Геннадьевна | |||
16.01.2019 09:40 | |||
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ ВОСПИТАННИКА Автор: Малыш Ирина Геннадьевна Воспитатель МАДОУ № 21 г.Армавир Рождение ребёнка — это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. По мнению специалистов и ученых в области семьи (Т. А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, и др.) общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. В условиях реализации новых нормативно — содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно — воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. [1, ч. I п. 1.6 п. п. 9]
Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно — правовых документов, в том числе в ФГОС ДО, Семейном кодексе РФ, Конституции РФ, Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» и др. Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 44 записано «…Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка» [2, ст. 44, п.1]. Семья была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. В соответствии с этим мы изменили позицию ДОУ в работе с семьёй. ДОУ не только воспитывает ребёнка, но и консультирует их родителей по вопросам воспитания детей. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности. О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в своё время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно — воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» [4] Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине наш детский сад сегодня ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Наилучшие результаты может дать максимально полное вовлечение родителей в целенаправленный процесс воспитания, что эмоционально обогатит отношения ребенок – родитель в регламентированной и деловой атмосфере ДОУ. Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования «обеспечивает открытость дошкольного образования», которая «создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности». [1. ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6]. Перед нами, воспитателями, поставлена цель: создание единого образовательного пространства «семья — детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства, сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказание им помощи в воспитании и обучении детей. Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
Мы руководствуемся основными принципами при организации работы с семьей:
Работу с родителями в нашем детском саду мы планируем заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Изучение семьи мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование и личные беседы, наблюдаем за взаимоотношением и общением родителей и детей. Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка. Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, мы используем разные формы организации: лекции, консультации по определенным темам, общие родительские собрания, групповые родительские собрания, семинары, семинары-практикумы по разным вопросам, вечера вопросов и ответов, устные журналы, диспуты, обсуждение педагогической литературы, конференции, важнейшими задачами, которых являются обобщение лучшего опыта семейного воспитания, коллективные выезды детей с родителями на природу, официальный сайт ДОУ, презентация детского сада. Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. Одной из новых нетрадиционных форм работы с родителями в нашем ДОУ является «День родительского самоуправления». Основной целью проведения такого дня является развитие сотворческих процессов в детско-родительском коллективе; освоение субъект-субъектных отношений с детьми, развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. Педагогическое просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ. Изучая содержание форм работы с родителями в ДОУ, мы сделали вывод, что многие из них устарели. В большинстве случаях родители являются пассивными участниками образовательного процесса. Их очень сложно заинтересовать, организовать, привлечь к жизни детей в ДОУ. Именно поэтому у нас родилась идея включения родителей в образовательный процесс ДОУ. День самоуправления является новой современной формой работы, направленный на вовлечение родителей в образовательный процесс. Такая форма работы наиболее полно раскрывает содержание деятельности педагога, наглядно показывает инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помогает понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи. Поэтому мы решили провести День родительского самоуправления, чтобы постараться привлечь как можно больше количество родителей. В этот день родители всех образовательных групп попробовали себя в роли воспитателей. Одни родители проводили занятия, другие прогулку, совместные игры в группах, в вечернее время. Данное мероприятие невозможно без предварительной работы. Мы познакомили родителей с новой формой взаимодействия ДОУ с семьей (день самоуправления), были проведено анкетирование, где каждый родитель ответил на вопросы, какой вид деятельности он смог бы провести в группе. Был составлен график посещения родителями выбранных видов деятельности. С каждым родителем, участвующим в дне самоуправления, было проведено индивидуальное консультирование по проведению тех или иных режимных моментов. Педагоги подготовили конспекты. Не обошлось без трудностей, но воспитатели были рядом и сразу приходили на выручку. По окончанию Дня родительского самоуправления мы провели круглый стол, где родители поделились своими впечатлениями. По итогам круглого стола были сделаны следующие выводы: От Дня родительского самоуправления у всех без исключения остались хорошие впечатления, родителям хотелось бы еще поучаствовать; По мнению большинства родителей, такие мероприятия должны быть на постоянной основе. Воспитательные функции дошкольного образования и семьи различны, но для всестороннего развития личности необходимо их взаимодействие. Единые подходы к развитию ребенка в семье и в дошкольном учреждении позволяют создавать активную развивающую среду, активные формы общения детей и взрослых. В рамках новых форм работы с семьей каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием и методикой учебного воспитания, организуемого в дошкольном учреждении. Могут принимать активное участие в деятельности детей. Родителям предоставляется помощь в воспитании детей. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» превратиться в «активных деятелей». Используемая литература:
|