Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ 3-4х ЛЕТ
Педагогика
Автор: Лаштабега Кристина Сергеевна   
24.12.2018 01:00

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ 3-4х ЛЕТСОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ 3-4х ЛЕТ

Воспитатель МБДОУ №4 детский сад «Ивушка» Лаштабега К.С.

В советский период и педагоги, и родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано сформировать активного члена общества, строителя светлого будущего. Многие воспитатели и учителя считали, что в праве контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы с родителями были родительские собрания с обсуждением в основном негативного поведения в образовательной организации и недостатков их детей. При этом опыт родителей игнорировался.

В современном обществе всё изменилось. Ведущим признаётся семейное воспитание. Семья отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а дошкольная образовательная организация решает те же проблемы лишь в воспитательно-образовательном процессе.

 

На наш взгляд, работа с родителями нужна не столько для оказания какой-либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько для индивидуального развития ребёнка, для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника.

Этим объясняется необходимость сотрудничества, «педагогического альянса» (Щуркова Н.Е.) педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Члены семьи могут выступать в роли помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, практическое занятие или лекция), в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.

Грамотное сотрудничество родителей и педагогов помогает наладить взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса. педагоги, взаи-модействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное, что дети, оказавшись в едином образовательном пространстве, ощущают себя спокойнее, увереннее, в результате чего имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Современные исследования показывают, что современные родители все больше и больше нуждаются в помощи специалистов.

Условно можно выделить кризисное и профилактическое взаимодействие педагога с родителями.

Кризисное взаимодействие, когда педагоги или родители пытаются пре-одолеть какую-либо кризисную ситуацию, послужившую поводом для экстренной встречи. Это может быть обсуждение проблемы, связанной с вопиющим (с точки зрения взрослых) поведением ребёнка, с конфликтом ребёнка и воспитателя или ребёнка и сверстников. В роли инициатора взаимодействия может выступать как воспитатель, сообщающий о проступках ребенка, так и родители, жалующиеся на несправедливость, придирки педагога.

При кризисном взаимодействии педагога и родителей обычно прибегают к помощи психолога, который снимет напряжение, спокойно обсудит проблему с целью её конструктивного решения.

Профилактическая работа направлена на решение проблем ребёнка и родителей, как явных, так и скрытых.

При обсуждении таких явных проблем, как вредные привычки ребенка, сотрудники детского сада вместе с родителями решают, что можно предпри-нять, чтобы помочь ребёнку.

Если проблема ребёнка пока еще не является очевидной для родителей, воспитатель занимается педагогическим просвещением родителей, т.е. их обучением. Многим мамам и папам, бабушкам и дедушкам необходимо повысить свою компетентность в вопросах о подходах к обучению и воспитанию детей разного возраста, об особенностях отклоняющегося от нормы поведения детей.

Однако, несмотря на потребность родителей в подобных знаниях, воспитатель уже не может, как прежде, использовать только лекцию. Мотивация родителей к обучению не высокая, так как не учитывается их жизненный опыт. Как правило, информация в лекционной форме, понимается родителями как давление со стороны воспитателя (особенно при авторитарном стиле общения).

Именно поэтому все чаще и чаще используются интерактивные формы взаимодействия с родителями. Это могут быть семейные клубы, спортивные соревнования, КВНы и др. Возможно использование письменных форм работы с родителями: записки на стендах, бюллетени о работе образовательной организации, письма родителям о достижениях ребёнка, опросники для родителей для выявления их потребностей и мнений о работе детского сада. Эти же письменные формы эффективно использовать с помощью социальных сетей типа WhatsApp. Новой формой взаимодействия является система оn-line-наблюдения в дошкольной образовательной организации.

В последнее время получила популярность форма работы, когда родители, бабушки или дедушки, проводят встречу с ребятами группы детского сада или с другимисемьями.. Иногда родители организуют занятие с детьми или взрослыми, обучая их техникам изготовления разных поделок из ткани, бумаги, игрушек. Особого внимания заслуживают совместные тренинги родителей и детей.

Остановимся на принципах работы воспитателя с родителями:

  • беседа на доступном родителям языке, без специальной научной терми-нологии
  • учёт эмоционального состояния родителей
  • доброжелательность, конкретность, инициативность
  • конфиденциальность информации, полученной от родителей.

Как показывает педагогическая практика, взаимодействие воспитателей с родителями не всегда бывает благополучным и конструктивным. Мы выделили несколько причин, по которым воспитатели допускают ошибки:

  • незнание правил общения, негибкость по отношению к родителям, оце-нивание родителей; неумение поставить себя на место родителей, присвоение им своих представлений.

Для полноценного общения воспитателю следует помнить, что вести беседу с родителями необходимо в умеренном темпе, спокойно, без затяжных пауз. обращаться по имени, употреблять уместно комплименты. важно дать понять родителю, что он для вас важный собеседник, проявлять к нему уважительное отношение.

Опытные воспитатели, со стажем работы к общению с членами семьи ре-бёнка, к публичным выступлениям относятся, как к естественной части своей профессии. Начинающие педагоги, не имеющие навыков общения, боятся контактов с родителями. Молодым специалистам важно совершенствовать манеру устной самопрезентации.

Молодому специалисту нужно осознать, что родители обращаются к нему, не для ссоры с ним, а с целью узнать правду о своём ребёнке. Если воспитатель будет записывать в дневник важные моменты о поведении детей, это поможет облегчить взаимоотношения с семьёй, которая почувствует заинтересованность в воспитании их малыша. (Регуш Л. А., 2001).

Многие из воспитателей не умеют защищаться от агрессивных воздейст-вий сложных собеседников. Необходимо провести работу по устранению предубеждений относительно определённой категории родителей. Это можно сделать с помощью аутогенных тренировок (родитель- не враг, а единомышленник, помощник). От этого будет зависеть реакция педагога на возможные негативные слова и поступки родителя. Если и возникают конфликты, воспитателю после них нужно проводить работу над собой с помощью специальных техник снятия напряжения, а также предполагает анализ ситуации, проекцию своего будущего поведения в подобной ситуации. Возможен перенос встречи с родителями на другое время для обдумывания ситуации и получения консультации у специалистов.

Итак, в педагогической практике накоплено много разнообразных форм работы с родителями, но ещё не достаточно изучены положительные и отрицательные их стороны. В современном мире изменились приоритеты в общении педагогов и родителей. Взаимодействие семьи с детской образовательной организацией строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – М., 2004.
  2. Закутько В.И. Родители ваши союзники в воспитании. – Армавир, 2000.
  3. Леви в.Л. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребё-нок. – М., 2007
  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2007. – 224 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //pedlib. ru/Books/7/0026/7_0026-78. shtml#book_page_top
  5. Родительское собрание в детском саду. // Ребёнок в детском саду — № 2, 3. — 2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год