Модель инклюзивного образования |
Педагогика | |||
Автор: Волоткович И.А, Кармазова А.М, Шипачева Е.Ю. | |||
23.12.2018 17:19 | |||
Модель инклюзивного образования Авторы: Волоткович И.А, Кармазова А.М, Шипачева Е.Ю. Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии. Процесс включения детей с ОВЗ в общую образовательную среду, который соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка является инклюзивным образованием. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса. Впервые термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией, и только в 2000 г. на Всемирном форуме по образованию в Дакаре многие страны, достигли договоренности о стремлении создать инклюзивное образование для всех, основанное на доступности и равенстве как главный показатель качества образования. После последовала конвенция о правах инвалидов в 2006 г., которая была утверждена в России лишь в 2012 году. Она обязывала государство обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем инклюзивности системы образования.
На международной конференции директор института проблем инклюзивного образования МГППУ Алехина Светлана Владимировна сказала что «Инклюзия – это не событие, это процесс. Нельзя относится к изменениям образования как к чьему-то решению или приказу. Это не происходит в одночасье. Это процесс, который требует времени и не малого времени для того чтобы показать хоть какие-нибудь результаты». Имея на обучении одного ребенка инвалида нельзя сказать что учреждение инклюзивное. Параллельно разрабатывается Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы. Её участниками являются различные министерства и ведомства Российской Федерации. Ответственный исполнитель Программы Министерство труда и социальной защиты РФ. Участники Программы: Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное медико-биологическое агентство, Фонд социального страхования РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство спорта РФ, Министерство культуры РФ, Пенсионный фонд РФ. Она делится на четыре временных этапа и в каждый этап включается плановое государственное финансирование. В соответствии с этим вносятся поправки в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Таким образом развитие инклюзивного образования делится на следующие этапы:
На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:
Давайте озвучим ваши действия при встречи такого ребенка: (в обычной группе)
Проанализировав эти три пункта, мы можем понять степень готовности ребенка к инклюзии и в соответствии с этим строить дальнейшие планы. Если нет первичного контакта то будут включены разноплановые игры хороводные и другие, при затруднении- рука в руке, отталкиваясь от интересов ребенка. Наш сад является комбинированным, включающим 3 группы компенсирующей направленности VIII вида (для детей с интеллектуальной недостаточностью) в которых инклюзивное образование осуществляется по трем направлениям:
Вся работа происходит в соответствии с существующими принципами:
Процесс инклюзивного образования начинается с момента поступления ребенка в ДОУ. На первоначальном этапе ребенок диагностируется специалистами, включенными в образовательный процесс. В дальнейшем на педагогическом консилиуме сада определяется готовность ребенка к инклюзии. В соответствии с психофизическими и индивидуальными особенностями ребенка подбирается общеобразовательная группа. Для успешного принятия ребенка в общеобразовательной группе, педагогом-психологом проводится консультативно-просветительская работа с воспитателями, детьми и их родителями, направленную на толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями. В это время учителем-дефектологом готовятся документы необходимые для осуществления данного процесса: психолого-педагогическая характеристика, журнал посещения отображающий время пребывания и особенности поведения ребенка в группе. В дальнейшем происходит непосредственное включение ребенка в общеобразовательную группу в сопровождении воспитателя или узкого специалиста на непродолжительное время. На данном этапе сопровождающий педагог помогает ребенку включится во взаимодействие с детьми в различных режимных моментах. Постепенно, по мере адаптации ребенка, сопровождающий педагог занимает позицию наблюдающего со стороны, с последующим самостоятельным пребыванием ребенка в группе и возможным увеличением время посещения и включением в НОД. При освоении ребенком психофизического и речевого развития, близкого возрастной норме возможен переход на полную инклюзию. Для успешной организации образовательного процесса обращаем внимание на предметно-развивающую среду, она должна быть:
Организацию отношений между участниками:
Задачи организации совместной деятельности: создавать общности детей и взрослых (вместе мы группа); формировать умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, а так же друг друга; развивать коммуникативные навыки и культуру общения, создание позитивного эмоционального настроя; развивать умения и навыки игровой, познавательной, исследовательской деятельности; формировать навыки само регуляции и самообслуживания.) Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах
Взаимодействие между участниками инклюзивного процесса требует особого внимания, так как они действуют в рамках единой системы, но выполняют разные функции. МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИИНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ группы компенсирующей направленности: — осуществляет сопровождение ребенка и включение в инклюзию на первоначальном этапе; ПЕДАГОГ-психолог, УЧИТЕЛЬ-дефектолог, УЧИТЕЛЬ-логопед: — осуществляет диагностическую деятельность готовности ребенка, консультативную работу со всеми участниками процесса, определяет коррекционно-развивающую работу в инклюзивном образовательном пространстве; МЕТОДИСТ: координирует деятельность педагогического коллектива и специалистов детского сада; ЗАВЕДУЮЩИЙ: является организатором всего воспитательно-образовательного процесса в учреждении и коррекционной работы, а также связующим звеном между сотрудниками ДОУ. Осуществляя процесс инклюзивного образования все участники должны соблюдать основные принципы: 1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений. 1. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Для определения готовности ребенка к инклюзивному процессу нами используются следующие критерии: -поведение ребенка соответствующее социально- культурным нормам на «гостевых днях», а так же во время совместных театральных представлений, праздников, на занятиях с педагогом дополнительного образования (хореография, бассейн). Здесь ребенок должен слышать и выполнять не сложную словесную инструкцию; иметь интерес к совместной деятельности; он должен быть готов к работе в группе и не боится нового пространства. Список литературы:
|