«Трудности взаимодействия специалистов с учителями в рамках реализации ФГОС для детей с ОВЗ» |
Педагогика | |||
Автор: Кирина О.Н. Курочкина Г.В. | |||
23.07.2018 12:30 | |||
«Трудности взаимодействия специалистов с учителями в рамках реализации ФГОС для детей с ОВЗ» Подготовили:
ГБОУ ШКОЛА № 1935 «Инклюзивное образование»
«Блиц-опрос» (выявление трудностей у учителей в инклюзивном образовании)
Педагог — центральная фигура, реализующая инклюзивные процессы, создающий психолого-педагогические условия для интеграции ребенка с ОВЗ в образовательное пространство. КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ Структура профессиональной готовности: информационная готовность; владение педагогическими технологиями; знание основ психологии и коррекционной педагогики; знание индивидуальных отличий детей; готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения; знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развитии; готовность к профессиональному взаимодействию и обучению. Типичные психологические проблемы в процессе взаимодействия специалистов и учителей: Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Учителя испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. ФОРМЫ ПОЗИЦИЙ ПЕДАГОГОВ, ВКЛЮЧАЮЩИХСЯ В ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВКЛЮЧЕННАЯ ПОЗИЦИЯ Принимает особенности ребенка с ОВЗ, «видит» ресурсы и ограничения ребенка в образовательной ситуации; Понимает особенности ребенка с ОВЗ проявляющиеся в образовательной ситуации, запрашивает необходимую информацию от логопеда, педагога психолога, дефектолога; Испытывает и анализирует свои чувства, возникающие в ситуации взаимодействия с ребенком, детским сообществом, родителями, специалистами; Принимает ответственность за создание и реализацию эффективных психолого-педагогических условий включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс; Планирует, осуществляет педагогическое воздействие, анализирует результат; Вовлеченность в процесс взаимодействия со специалистами, видение целостной картины психолого-педагогического сопровождения ребенка; ОТСТРАНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ «Видит» проблемы ребенка с ОВЗ, называет трудности в контексте проблем «не видит», «не успевает», «рассыпается», «молчит, когда надо сказать»; Получает информацию от специалистов об особенностях ребенка с ОВЗ, проявляющихся в образовательной ситуации; Возлагает ответственность на ребенка родителей, специалистов, «не хочет», «не может», «не занимаются родители; «Отстранен» от своих переживаний, не выделяет их как важный материал для собственного анализа, «эмоциональное выгорание»; Педагогическое воздействие носит характер указаний (не имея педагогической ценности: «смотри», «помолчи» «делай», «успевай»); Ожидание готовых рецептов от специалистов, разобщенная картина психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ; Основным психологическим «барьером» является: страх перед неизвестным страх вреда инклюзии для остальных участников процесса негативные установки и предубеждения профессиональная неуверенность учителя нежелание изменяться психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми Сопротивление — это защитный механизм психики. Внутренние силы человека, которые защищают организм от каких-либо изменений и перемен в жизни. Учителя проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Пять стадий принятия Отрицание (игнорировать проблему или спихнуть ее на кого-нибудь) Гнев (обвинения, виноваты другие) Торг (откупиться от проблем) Депрессия (изоляция от реальности) Принятие – это реактивный механизм, когда человек принимает ответственность за свои поступки. Обычно, в этом состоянии человек адекватно оценивает свои возможности и препятствия на пути к достижению цели. Наиболее эффективные методы: Работа в команде специалистов Включение в ежемесячные встречи, круглые столы, семинары Консультации, беседы с психологом Обучение навыкам эффективного взаимодействия Рефлексия педагогического опыта, профилактика «синдрома эмоционального выгорания». Встречи с опытными педагогами специальных учреждений Баллинтовская группа, которая позволяет купировать профессиональный стресс и получить эмоциональную поддержку коллег Спасибо за внимание! Деятельность педагога — ключевая деятельность в процессе инклюзивной практики в тесном тандеме со специалистами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность.
|