Образовательная программа дополнительного образования детей «Я сам»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 30 «Снегурочка» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Срок реализации: 1год
Возраст обучающихся: 3-6 лет
Воспитатель МБДОУ «Д/с № 30 «Снегурочка» Семенова О. Л.;
Воспитатель высшей кв. категории МБДОУ «Д/с № 30 «Снегурочка» Варламова А. Н.;
Воспитатель I кв. категории МБДОУ «Д/с № 30 «Снегурочка» Кирамова Р. Р.
Пояснительная записка:
Скачать программу
Направление. Образовательная деятельность в предметно-пространственных развивающих образовательных средах осуществляется по пяти основным напрвлениям развития ребенка:
- ОО «Социально- коммуникативное развитие»;
- ОО «Познавательное развитие»;
- ОО «Речевое развитие»;
- ОО «Художественно- эстетическое развитие»;
- ОО «Физическое развитие».
Документы. Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС)
- дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от
- 17. 10. 2013 №11155;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
- 28. 09. 2020 года №28 СП2. 4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
- требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
- детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 01. 2021 г. №2 СанПиН 1.2. 3685 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»);
На региональном уровне
- Концепция развития национального образования в РТ на 2015-2030 годы;
- Закон РТ №44 от 28. 07. 2004г. «О государственных языках РТ и других языках в РТ».
- На уровне дошкольного учреждения:
- Устав МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №30 «Снегурочка» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан;
- Годовой план работы на текущий учебный год;
- Учебный план;
- Календарный учебный график.
Актуальность. В последние десятилетия в нашей жизни произошли кардинальные изменения. Наша жизнь требует появления свободного человека с чувством собственного достоинства, самостоятельного в принятии решений, способного нести ответственность за принятые решения. Успешно решить проблемы нашего общества, сложного в экологическом, экономическом и духовно- моральном смысле, смогут люди, которые владеют новым мышлением, творческим подходом, принципиально иным складом личности.
Цель: Создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе.
Задачи:
- Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни детей
- Предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка
- Развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремления к саморазвитию
- Поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности
- Формирование общей культуры воспитанников, прежде всего культуре доброжелательных и уважительных отношений между людьми
- Формирование предпосылок учебной деятельности (у детей старшего дошкольного возраста), необходимых и достаточных для успешного решения ими задач начального общего образования
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
- Развитие крупной и мелкой моторики, координация движений, концентрация внимания, зрительное восприятие.
- Подготовка к изучению многозначных чисел и действий с ними, введение в десятичную систему, статическое и динамическое сложение, вычитание, умножение и деление.
- Совершенствовать умения детей делать слого-звуковой анализ слова; различать согласные и гласные звуки на слух и в произношении.
Формы работы с детьми:
- Свободная работа детей с Монтессори- материалами.
- Индивидуальные занятия педагога с ребенком, во время которых передается способ деятельности с материалом, они проводятся во время свободной работы детей с материалами.
- Творческие занятия в малой группе детей (8-12 человек) одного возраста или разных возрастов в зависимости от целей занятия, его содержания и уровня развития детей группы.
- Общие групповые образовательные события.
Приемы и методы образовательного процесса:
Индивидуальные формы: Обсуждение с ребенком проблемной социальной ситуации, проявление чувств. Презентации материалов; трехступенчатый урок; упражнения. Презентация способов движения.
Подгрупповые формы (с малыми подгруппами и возрастными подгруппами): Проговаривание способов расширения конфликтов, социальных ситуаций. Игры на расстоянии; тематические игры; презентации материалов. Совместная творческая деятельность в изостудии, в группе. Движение по линии; подвижные игры.
Общие групповые формы (дидактические круги): Уроки социальной жизни (уроки вежливости и грации); урок тишины; коммуникативные игры; дидактические и тематические круги; презентации материалов; обсуждение событий; проектная деятельность; речевые игры; проектная деятельность в изостудии; занятия физкультурой в спортивном зале.
Основная форма деятельности детей: свободная самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде; свободная самостоятельная деятельность в образовательной развивающей среде.
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
- Пространство с материалами для развития социальных навыков и навыков самообслуживания, или «Уголок жизненной практики»
- Пространство с материалами для развития чувств (сенсомоторное развитие), или «Сенсорный уголок»
- Пространство с материалами для развития речи, или «Уголок русского языка»
- Пространство с материалами для развития математический представлений, или «Уголок математики»
- Пространство с материалами для знакомтсва с природой и культурой, или «Уголок природы и культуры»
- Пространство сматериалами для развития художественных навыков
- Пространство с материалами для развития музыкальных способностей
- Пространство со снарядами для развития движений и предметами для сюжетно – ролевых игр (выделено в отдельную комнату или организовано в центре спальни со складывающимися кроватями.
- Пространство для чтения, уединения и отдыха.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ «Я САМ»
Занятия с детьми средней и старшей группы проводятся 1 раз в неделю (всего 45 занятий) продолжительностью 20-25 мин.
Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Мониторинг проводится 2 раза в год.
Планируемые результаты:
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата в своих действий. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначения предметов быта и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. Владее активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами к взрослым, понимает их речь; знает названия предметов и игрушек. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Проявляет интерес к песням, стихам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку. К трем годам у ребенка развито крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.)
Печатные, электронные и информационные ресурсы
- Монтессори М. Дом ребенка. метод научной педагогики (концепция свободного саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде). – М.: Астрель, 2006.
- Фаусек Ю.И. Теория и практика детского сада Монтессори (опыт работы первых детских садов по системе Монтессори в России. 1913-1941гг.) (совместно с В.В Таубман). – Петербург – Москва, 1923.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – Москва- Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство, 1934;
- Хилтунен Е.А Авторская программа «Воспитание и обучение в российском монтессори-детском саду и начальной школе» (опыт работы с детьми в рамках федерального эксперимента «Монтессори в России в учебно-воспитательном комплексе №1641г. Москвы, 1993-2000гг.). — М.: ИД «Первое сентября», 2000.
- Борисова О.Ф. и педагогический коллектив МДОУ «Детский сад комбинированного вида №14» г. Снежинска Челябинской области. «Программа развития ребенка дошкольного возраста для дошкольных учреждений, реализующих педагогическую технологию М. Монтессори» (опытработы с детьми по методу Монтессори в государственном учреждении с 1993 г. по н. в.);
- Михайлов В.В. образовательная программа НОУ 2Санкт-Петербурская Монтессори-школа Михайловой» (опыт работы с детьми методу Мотессори в негосударственном учреждении с 1998г.).
- Хилтунен Е.А Детский сад по системе Монтессори. От 3 до 8 лет: методические рекомендации для педагогов /Е. А. Хилтунен. – М.: Издательство «Национальное образование, 2016- 312 с.: ил. – (Детский сад по системе Монтессори).
- Сорокова М.Г. «Воспитание и обучение дошкольников по системе М. Монтессори: Учеб. Пособие /М. Г. Сорокова. –М.: Неолит, 2020.
|