Возможности ранней коррекционной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения |
Педагогика | |||
Автор: Зырянова Светлана Ивановна | |||
22.06.2018 12:17 | |||
Возможности ранней коррекционной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения Автор:
Можно по — разному относиться к ребёнку, но нужно, прежде всего, отказаться от взгляда на ребёнка как на собрание достоинств и недостатков. Любой ребёнок – весь достоинство, хотя бы потому, что сочетание его черт и качеств уникально. (из концепции воспитания Н.Е. Щурковой). Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует от педагогов деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальная образовательная траектория развития (ИТР) предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (О. И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О. С. Никольская). Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития и такие возможности есть у нашего ДОУ при условии, что посещение ребенком образовательного учреждения рекомендовано районной ПМПК. Педагогами нашего ДОУ это рассматривается как равноправное включение личности, раз-вивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, обеспечение достойного социального статуса и самореализация в обществе. Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ОВЗ требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него. К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) об-разовательные маршруты для дошкольников, имеющих различные отклоне-ния в развитии, которые реализуются в учреждениях общеразвивающего вида. Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Для получения качественного образования детьми с ОВЗ (при необходимости) в рамках реализации Основной образовательной программы ДОУ нами созданы необходимые условия для: - диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации; — оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования. Индивидуальный образовательный маршрут нами предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Наличие в группе ребенка с ОВЗ требует внимания к нему со стороны педагогов, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Вся возможная коррекционная работа ДОУ направлена на:
К настоящему времени имеется опыт по разработке индивидуальных траекторий развития для двух детей с ОВЗ (в последнее время в дошкольные учреждения поступают дети после кохлеарной имплантации), состоящие на службе ПМПС сопровождения в ДОУ по результатам районной ПМПК, имеются кадровые условия (наличие в ДООУ педагогов, имеющих профильное образование по направлениям дефектология, логопедия, олигофренопедагогика). Создан механизм реализации коррекционно-развивающей работы — взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ, обеспечивающих системное сопровождение детей с ОВЗ, включающий в себя алгоритм выявления детей с ОВЗ:
В настоящее время контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети, как с нормальным ходом психического разви-тия, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза, поэтому коллектив ДОУ принял решение на переосмысление сложившейся практики обучения и воспитания дошкольников и определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
|