Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Возможности ранней коррекционной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения
Педагогика
Автор: Зырянова Светлана Ивановна   
22.06.2018 12:17

Возможности ранней коррекционной работы в условиях дошкольного образовательного учрежденияВозможности ранней коррекционной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения

Автор:

  • Зырянова Светлана Ивановна заместитель заведующего МБДОУ д/сад "Берёзка" п.г. т. Фёдоровский Сургутский район Тюменская область

Можно по — разному относиться к ребёнку, но нужно, прежде всего, отказаться от взгляда на ребёнка как на собрание достоинств и недостатков. Любой ребёнок – весь достоинство, хотя бы потому, что сочетание его черт и качеств уникально. (из концепции воспитания Н.Е. Щурковой).

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует от педагогов деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.

Индивидуальная образовательная траектория развития (ИТР) предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (О. И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О. С. Никольская). Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития и такие возможности есть у нашего ДОУ при условии, что посещение ребенком образовательного учреждения рекомендовано районной ПМПК. Педагогами нашего ДОУ это рассматривается как равноправное включение личности, раз-вивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, обеспечение достойного социального статуса и самореализация в обществе. Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ОВЗ требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него. К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) об-разовательные маршруты для дошкольников, имеющих различные отклоне-ния в развитии, которые реализуются в учреждениях общеразвивающего вида. Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Для получения качественного образования детьми с ОВЗ (при необходимости) в рамках реализации Основной образовательной программы ДОУ нами созданы необходимые условия для:

- диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации; — оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

Индивидуальный образовательный маршрут нами предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Наличие в группе ребенка с ОВЗ требует внимания к нему со стороны педагогов, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе.

Вся возможная коррекционная работа ДОУ направлена на:

  1. обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи по индивидуальной траектории развития (ИТР);
  2. освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья ИТР, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

К настоящему времени имеется опыт по разработке индивидуальных траекторий развития для двух детей с ОВЗ (в последнее время в дошкольные учреждения поступают дети после кохлеарной имплантации), состоящие на службе ПМПС сопровождения в ДОУ по результатам районной ПМПК, имеются кадровые условия (наличие в ДООУ педагогов, имеющих профильное образование по направлениям дефектология, логопедия, олигофренопедагогика). Создан механизм реализации коррекционно-развивающей работы — взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ, обеспечивающих системное сопровождение детей с ОВЗ, включающий в себя алгоритм выявления детей с ОВЗ:

  1. В начале каждого учебного года в ДОУ педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, т.е. специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) организации выявляют детей с ОВЗ.
  2. Принимается коллегиальное решение о необходимости прохождения районной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания и определения специальных условий для получения образования согласно ст. 79 ФЗ № 273 «Закон об образовании в Российской Федерации».
  3. По результатам обследования на ПМПК даются рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий и на основании рекомендаций ПМПК специалисты ПМПк ДОУ разрабатывают индивидуальную образовательную траекторию развития и/или адаптированную образовательную программу.

В настоящее время контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети, как с нормальным ходом психического разви-тия, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза, поэтому коллектив ДОУ принял решение на переосмысление сложившейся практики обучения и воспитания дошкольников и определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год