Использование продуктов детской деятельности в образовательном процессе ДОО (из опыта работы) |
Педагогика | |||
Автор: Минько Светлана Васильевна , Корж Елена Дмитриевна | |||
21.06.2018 22:41 | |||
Использование продуктов детской деятельности в образовательном процессе ДОО (из опыта работы)
МБДОУ «ДС № 9 «Олененок» МО Староминский район, станица Староминская, Краснодарский край «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е. И. Тихеева
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО): часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Мы поговорим о развивающей предметно-пространственной среде нашей творческой мастерской «Город мастеров». Все изделия детей, которые дети делают в студиях, независимо от их качества, принимаются с радостью, благожелательно, без оценивания, и пополняют развивающую предметно-пространственную среду группы: посуда и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, детали интерьера группы, подарки к праздникам, рассада цветов и овощей. Хочется отметить, что с атрибутами, созданными своими руками, дети играют более заинтересованно, и более аккуратно и бережнее относятся в игре, к результатам своего труда. Мы называем все это культурные практики, почему, потому, что данные виды деятельности – гончарство, огородничество, кубанская вышивка, вязание крючком – это наше родное кубанское ремесло, ведь на крайнем Севере, например, дети умеют делать поделки из шкур животных, изделия из меха, кожи, сукна и бисера, плетение из корней кедра и др. Наши дети через эти культурные практики познают нашу, родную культуру, в которой они родились и растут. Другие народности в разных регионах узнают через эти практики свою культуру, традиции и ремесла. Студия «Юный гончар», предоставляет дошкольникам возможность экспериментировать, творить. Обучение гончарному делу способствует как развитию эстетического вкуса и художественных навыков, так и освобождению от стрессовых ситуаций и способствует релаксации. Каждый ребенок, посредством личных ощущений, может почувствовать себя настоящим мастером и художником. Делая что-то красивое своими руками, дети видят результат собственного труда, получая большое удовольствие. В студии «Маленькая швея» дети учатся кроить по выкройке, работать с тканью и иголкой, осваивают приемы работы на швейной машинке. Детям нужно создавать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к миру. Сложный мир вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном благополучии детей: страх и неуверенность уходят, а растет творческая активность. Законченность, функциональность, прочность и «настоящесть» сделанной ребенком вещи достигается благодаря настоящей машинной строчке. Эту строчку дети выполняют сами. Для этого на занятиях используется электрическая швейная машинка с педалью. В студии «Рукодельница» детям создаются условия для вышивания, вязания крючком. Дети учатся творить настоящие чудеса собственными руками. Кроме того, если выполненная ребенком работа обладает высоким качеством, по мнению ребенка, то этот труд приносит маленькому мастеру ни с чем не сравнимые удовольствия и пользу, поскольку положительные эмоции при выполнении любой работы пробуждают желание творчески подойти к делу, развивают фантазию, интерес. А в итоге делают личность маленького человека богаче, ярче, целеустремленнее. Работы, выполненные детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные работы важны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что малыш может сделать что-то красивое и удивительное для близких, своими руками. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа При работе в теплице и на огороде – главное не упустить интерес детей, создать атмосферу “чуда”. Работа в теплице даёт возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства, даже если он слаб физически или творчески. Деятельность в теплице побуждает к индивидуальному росту, напряженной и радостной работе. Ребенка могут посетить мгновения духовного подъёма и вдохновения. При таком укладе жизни дети вырастают не приспосабливаясь, а преобразуя мир вокруг себя к лучшему. Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитываю у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель, планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы друзей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели. Удовлетворение от успешного решения поставленной задачи — лучший способ стимулирования любознательности. Сильные неодимовые магниты, спрятанные внутри форм конструктора не только позволяют легко строить, но и надежно сохраняют результат, демонстрируя творческие достижения. В заключении хочется сказать, делайте среду разнообразной, интересной, оригинальной с помощью продуктов деятельности детей. Ведь мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.
|