Игровые приемы для развития творческой самостоятельной деятельности детей. |
Педагогика | |||
Автор: Козловская Наталья Васильевна | |||
14.05.2018 14:07 | |||
Игровые приемы для развития творческой самостоятельной деятельности детей. Козловская Наталья Васильевна МБДОУ детский сад № 72 №Акварель» Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребёнка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театрализованные игры позволяют с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
На первом этапе работы главной задачей являлось научить детей владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнёрами. Для этого можно использовала такие игры «Снежная королева», «Снеговик», «Буратино и Пьеро» и др., направленные на развитие умения напрягать и расслаблять поочерёдно мышцы всего тела. Такие игры как «Голова или хвост», «Как живёшь?», «Ёжик» и др. направлены на развитие координации движений. Игры «Муравьи», «Кактус и ива» использую для развития умения ориентироваться в пространстве, равно-мерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. В результате проведения таких игр дети научатся снимать напряжение с отдельных групп мышц, лучше ориентироваться в пространстве, движения их станут более скоординированы. В дальнейшем большее внимание необходимо уделять формированию культуры и техники речи, активизации познавательных процессов. Для этого можно использовать артикуляционную гимнастику, творческие игры со словами: «Волшебная корзина», «Вкусные слова», «Сочини сказку» и др. Так же используются скороговорки. Игры со скороговорками предлагаются в разных вариантах, например, «испорченный телефон», «ручной мяч». Для формирования чёткой и грамотной речи используются заучивание весёлых стихотворений. С использованием таких игр на занятиях и вне занятий у детей заметно улучшается связная речь, обогащается словарный запас, развивается диалогическая речь, дети начинают лучше составлять предложения с заданными словами. Также в работе используются различные этюды. В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях. Этюды на внимание. Детям необходимо сосредоточиться на рисовании каких-либо фигур вроде кругов, квадратов, треугольников. В короткий срок (несколько секунд) заметить как можно больше подробностей в чьём-либо костюме и т. д. Такая задача требует большого напряжения внимания, и в этом её смысл. Этюды на фантазию. Необходимо представить, что игрушки, изображающие животных или людей, на самом деле живые животные и люди. Искать сходство между предметами и определёнными людьми, между людьми и животными, фантазировать на тему, каково настроение того или иного неодушевлённого предмета, сколько ему лет. Этюды на выразительность жеста М. Чистяковой. «Вот он какой!» Ребёнок дол-жен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчётливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой и т. д. «Игра с камушками» Дети гуляют по берегу моря. Они, то останавливаются, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть камушками. «Золушка», «Карлсон», «Спать хочется!» и т.д. Этюды на выражение различных эмоций «Потерялся» Мальчик с родителями приехал в другой город. Они только что сошли с по-езда и идут по перрону. Вдруг мальчик увидел очень большую собаку и от удивления да-же остановился, а родители пошли дальше. Собака убежала. Мальчик оглядывается, но мамы и папы нигде нет. Он их ищет. Родители тоже ищут его. Они подходят к нему сзади и трогают за плечо. Радость встречи. «Круглые глаза» Однажды первоклассник Саша подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шёл из школы. Зашёл в подъезд и увидел, что бега-ет тряпка. Я поднял тряпку, а там котёнок» Ведущий предлагает показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку. «Старый гриб», «Гадкий утёнок», «Гневная гиена» и т.д. Этюды на воспроизведение отдельных черт характера. «Карабас – Барабас» Ребёнок изображает Карабаса – Барабаса. Он сидит на стуле и, пока звучит музыка, зловеще смотрит на Буратино, которого вот-вот бросит в огонь. Вырази-тельные движения: сидеть на стуле, широко расставив ноги, одной ногой можно притопывать, не отрывая, носка от пола, корпус тела немного наклонён вперед, руками упираться в бёдра, брови сдвинуты. «Три характера», «Вредное колечко» и т.д. Пантомимические этюды «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх» и т.д. Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью жеста и ми Работа над этюдами и играми – импровизациями развивает многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнёров. Накопив определённый опыт в работе над сюжетными этюдами, я необходимо переходить к импровизационным играм – драматизациям по хорошо знакомым сказкам. Для активизации творческих способностей детей я проводятся вечера сказок и загадок. Детям очень нравится. Затем предлагается с помощью кукол показать театрализованный отрывок из понравившейся сказки. В сценарии утренников и вечеров развлечений включаются инсценировки. Например, в новогоднем утреннике дети инсценируют фрагменты из сказки «Золушка». Детям очень нравится посещение спектаклей. Они получают большой эмоциональный заряд, после чего им самим хочется перевоплотиться в увиденных персонажей и самим придумать, например, концовку увиденного. В подготовительной к школе группе, необходимо ставить более сложные задачи и проблемы, увеличить количество упражнений и творческих заданий, так же повысить требования к качеству их исполнения.
|