СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ |
Педагогика | |||
Автор: Дроздова Татьяна Ивановна | |||
05.05.2018 14:21 | |||
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования. ФГОС дошкольного образования определяет ориентированность на использование новых технологий, приоритетность системного подхода. Основная идея системно-деятельностного подхода в том, что новые знания не даются в готовом виде, а приобретаются в процессе самостоятельной деятельности детей. Задача современного ДОО в рамках системного подхода – подготовить выпускника, обладающего способностью и желанием получать знания, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Цель создания развивающей предметно-пространственной среды (РППС) – обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности.
Принципы построения РППС: свобода выбора, стабильности – динамичности, сотрудничества, функциональности, комплексирования и свободного зонирования, максимальная активность детей. Основные элементы РППС: архитектурно – ландшафтные и природно – экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки, игровые пространства, оснащенные всем необходимым. Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольной организации строится с учётом принципа интеграции образовательных областей, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей воспитанников. Решение программных образовательных задач рассматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также во время проведения режимных моментов. Согласно п.3. 3. ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; доступной; трансформируемой; полуфункциональной; вариативной; безопасной. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие. Таким образом, поиск инновационных подходов к организации РППС ДОО должен продолжаться непрерывно, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов. Дошкольные работники должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности. Задача педагогов ДОУ состоит в умении моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жёсткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии). Что должен знать педагог при организации развивающей предметно- пространственной среды в группе:
Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: организующей, воспитательной и развивающей. Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка. РППС ДО включает в себя три сектора: активный, спокойный и рабочий. Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя: центр игры, центр двигательной деятельности, центр конструирования, центр музыкально театрализованной деятельности. Спокойный сектор: центр книги, центр отдыха, центр природы. Рабочий сектор (рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности): центр познавательной и исследовательской деятельности, центр продуктивной и речевой деятельности. При организации РППС необходимы материалы, учитывающие гендерные различия — интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; Важно понимать, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, психологические и возрастные особенности дошкольников. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
|