«Модель адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) в соответствии с требованиями ФГОС ДО» |
Педагогика | |||
Автор: Гойдина Светлана Николаевна | |||
15.04.2018 11:56 | |||
«Модель адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Разработка адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
время обучения с 13. 11 по 17. 11 2017г. Выполнили: Гойдина Светлана Николаевна, Воспитатель, МБУ №197 «Радуга» г.о. Тольятти. Тольятти, 2017 а) Специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья: Ребёнок с заявления родителей и на основании заключения ПМПК зачисляется в соответствующую возрастную группу компенсирующей направленности. Затем проводится комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика уровня общего психологического и речевого развития ребёнка. По итогам обследования заведующим ДОУ организуется психолого-медико-педагогический консилиум (на основании Положения о ПМПК ДОУ), на котором все специалисты ДОУ сообщают о результатах мониторинга, определяют перечень индивидуальных коррекционно-развивающих мероприятий с данным ребёнком. Заведующая дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочие программы специалистов и ОАОП ДО. С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с ребёнком в группе компенсирующей направленности. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития ребёнка проходит в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами. Психолого-медико-педагогический консилиум обязательно проводится также и в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности. Обучение ребёнка с ОВЗ осуществляется по программам:
- Основная адаптированная образовательная программа ДО. В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на специальную группу утверждается одна ставка учителя-логопеда и две ставки воспитателя. Также в детском саду работают музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог и медицинский работник. Режим дня и расписание занятий всех специалистов строится с учётом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей ребёнка, а также с учётом коррекционно-развивающих задач. В качестве ассистента, оказывающего ребёнку необходимую помощь, выступает помощник воспитателя. В группе компенсирующей направленности ДОО коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития ребёнка с ОВЗ. Все педагоги следят за речью ребёнка и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты ДО под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевых и психологических нарушений. Взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса осуществляется по направлениям. С воспитателями:
С педагогом-психологом:
С музыкальным руководителем:
С инструктором по физическому воспитанию:
Специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: Специальными условиями для получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи можно считать создание безбарьерной среды жизнедеятельности, игровой и учебной деятельности; специальных условий для воспитания детей с ТНР и развития у них творческих способностей; использование специальных образовательных методов, технологий и программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов образовательных учреждений; специальных учебных и дидактических пособий и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных); соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого по итогам входной диагностики и текущего мониторинга с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с логопедом (не реже 2х раз в неделю) и психологом (не менее 2х раз в неделю); при необходимости привлечение других специалистов, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с учреждениями психолого- педагогического и медико-социального сопровождения; обеспечение эффективного планирования и реализации в организации образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей с ТНР, режимных моментов с использованием вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь для обучающихся с тяжелыми формами речевой патологии, нуждающимися в таковой. Специальными содержательными условиями можно считать насыщенность и целесообразную наполненность процесса оказания помощи детям с тяжелыми нарушениями речи конкретным содержанием, соотносящимся, с одной стороны, с образовательными требованиями ФГОС ДО, а, с другой – с основными образовательными и коррекционными программами, разработанными для данной конкретной категории детей. При этом предполагается взаимопроникновение содержательного аспекта этих программ, их взаимопересекаемость по основным и дополнительным разделам. В этом случае можно говорить и о внедрении инклюзивных технологий в общий ход воспитания и обучения детей с ТНР в образовательном учреждении. Содержательные условия обеспечивают полноценную реализацию направлений работы по преодолению недостатков речеязыкового развития.
|