«Если ребенок врет…» |
Педагогика | |||
Автор: Бондарева Е.В. Лондарева ЕА. | |||
08.02.2018 23:56 | |||
«Если ребенок врет…» Авторы:
Воспитатели МБДОУ №22 «Улыбка» г. Старый Оскол Детская ложь — один из часто встречающихся поводов обращения к психологу. Типичный пример: малыш оставался в комнате один. Он знал, что лазать в шкаф, где лежат вещи взрослых, ему нельзя. Вошедшая в комнату мама застала такую картину — дверцы шкафа распахнуты, часть вещей в беспорядке валяется на полу рядом. На грозный вопрос: «Кто разрешил тебе лазать в шкаф?» — последовал ответ ребёнка, что он ничего не трогал. Он играл в разбойников, а кто открыл шкаф — не знает. Таких примеров можно привести много. Наверное, все родители сталкивались с чем-то подобным. Одни сразу наклеивают ярлык «ложь», другие склонны относить подобные несоответствия детских рассказов на счёт фантазирования. Ребёнок не рождается лживым. Многие психологи считают, что ложь у детей имеет, скорее, социальный корень. Ложь в обществе становится чем-то вроде защитного приспособления, мимикрии, одной из форм борьбы за существование.
В приведённом примере малыш сказал, что он играл в разбойников и сам в шкаф не лазал. Маме хорошо было бы спросить, кто это мог сделать. Скорее всего, она бы услышала, что запрет нарушил разбойник — ведь по правилам игры он нарушитель. И это было бы правдой. Малыш, сам того не ведая, разыграл «в лицах» свой внутренний конфликт между желанием быть послушным мальчиком и любопытством, стремящимся обойти все преграды. Сам он, естественно, отождествил себя с послушным ребёнком. Если бы мама подыграла сыну, она бы могла помочь ему научиться справляться со своими противоречивыми желаниями, выходить из внутреннего конфликта. Не дав ребёнку высказаться не постаравшись понять причину происшедшего, она закрепила существующее внутреннее противоречие. Она отмела возможность искреннего разговора, наградив малыша резко отрицательным — «ты обманываешь». А ведь он, вполне вероятно, хотел доверить маме свой маленький секрет. Представьте в таком случае сами недоумение, обиду, страх в душе ребёнка. Его не понимают, обвиняют в том, что он плохой, значит, он не достоин любви. Конфликтные ситуации от обвинения в детской душе не исчезнут, сознательно, используя интеллект, справляться с ними он ещё не сразу научится — слишком мал. Способность к фантазированию тоже останется при нём, более того, он вынужден будет прибегать к ней, ибо это естественная, природная функция нашего сознания. Её иногда называют эмоциональным мышлением, а именно такой вид мышления доступен дошкольнику. Способность мыслить на уровне абстрактных понятий (моральные понятия относятся к ним) он обретёт позднее. А пока страх обнародовать свои действительные мысли, своё видение и оказаться «плохим» будет и дальше провоцировать подобные ситуации. Разорвать порочный круг может только взрослый, поверив ребёнку и постаравшись вместе с ним войти в его мир, чтобы посмотреть на вещи глазами малыша. Часто у малышей вовсе нет намерения сказать неправду. Дети особенно болезненно реагируют, когда им приписывают ложь там, где была невольная ошибка. При этом ребёнок бессилен доказать свою правдивость, так как сознательно отследить, где была допущена неточность, ещё не может. Когда взрослые обращают внимание на внешнюю сторону ситуации, ориентируясь на свой уровень восприятия и развития, они часто неверно оценивают поступок ребёнка, усматривая дурные цели там, где их не было. Такая реакция толкает детей в сторону настоящей лжи, тем более что они не могут не замечать, что люди очень часто обманывают друг друга. Так что же, спросите вы, если ребёнок ведёт себя явно неправильно, не обращать на это никакого внимания, надеясь, что всё само собой образуется? Нет. Только оценивать и разбирать надо поступок, действие, а не приписывать испорченность индивидуальному «Я» ребёнка. Для дошкольников лучше будет разыграть эти сценки или нарисовать картинки к ним. Можно подобрать подходящие сказки, где говорится о правде и лжи, о смелости и трусости о жадности и щедрости и т.п. Детям свойственно отождествляться с выдуманными персонажами, необходимые знания о правильных способах поведения мягко войдут в их сознание. Придумайте и обсудите аналогичный пример, стараясь описать не только результаты, к которым могут привести подобные действия, но и переживания героев.
|