Дополнительная образовательная программа Кружка «Шерстяная акварель» для детей 5-6 лет |
Педагогика | |||
Автор: Нечухрина Ирина Сергеевна | |||
03.02.2018 23:33 | |||
Дополнительная образовательная программа Кружка «Шерстяная акварель» для детей 5-6 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Мурманска №136 срок реализации программы – 7 месяцев — 2017-2018 учебный год Руководитель: Воспитатель 1 средней группы Нечухрина Ирина Сергеевна Г.Мурманск октябрь 2017год Пояснительная записка. Программа кружка дополнительного образования «Шерстяная акварель» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы в различных художественных техниках. Занятия расширяют кругозор детей, удовлетворяют познавательные и образовательные потребности ребенка. Одной из основных задач образовательного процесса является создание условий, в которых ребенок смог бы максимально само реализоваться.
«Живопись шерстью» позволяет творить даже тем детям, у которых нет задатков художественного мастерства. Актуальность данной программы заключается в том, что «живопись шерстью» развивает не только художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение, фантазию, полет мысли, но и стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы создать картину, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы работы шерстью. Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. «Живопись шерстью» учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления картин, учит следовать устным инструкциям. Большое внимание при обучении уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике «живопись шерстью» Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Данная программа способствует формированию комплекса знаний в области «живописи шерстью», включающая законы и правила трехмерного изображения, декоративные композиции, основы цветовой грамоты, технологические основы при использовании шерсти. «Живопись шерстью» способствует развитию творческого мышления, аналитических способностей, воспитывает интерес к народным традициям, познанию объемно- пространственных свойств действительности- важного фактора в развитии ребенка, креативному мышлению. Одним из несомненных достоинств занятий по живописи шерстью с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность «живопись шерстью» позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с их деятельностью. Это и является главной отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ. Такое построение занятий кружка «Шерстяная акварель» способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети: Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений. Организация деятельности детей ведется в игровой форме, что стимулирует речевую активность ребенка, способствует активизации словаря. Но главное значение занятий по рисованию шерстью состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается мелкая моторика рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Развивается логическое и абстрактное мышление, пространственное и творческое воображение. Данная образовательная программа — обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты. Научная обоснованность «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский. Говоря о формировании детского творчества, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творчество детей. Психологи называют различные сроки: от полутора до пяти лет. Согласно гипотезе Л.С. Выготского, развивать творчество необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Этот период «дозревание» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Процесс творчества у дошкольников своеобразен. Основой для возникновения творческих замыслов является окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях. Исследователи детского творчества (Л. С. Выготский, Г.В. Лубанская, Н.А. Ветлугина и др.) подчеркивали его реалистическую основу. Процесс общения дошкольника с миром отражается и в художественной деятельности. Этап появления замысла характерен для деятельности дошкольника, но развивается замысел в процессе исполнительской части деятельности. Это объясняется проявлением игровой тенденции в развитии деятельности. Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида детской деятельности с игрой. Потребность рассказывать о переживаемом изобразительным языком, понятным окружающим, появляется у ребенка позднее. Умение вынашивать замысел художественного образа формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. Наиболее ярко представлен в детском творчестве этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает поделку речью, а порой и планирует ее с помощью речи. В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, но он не связан с доработкой образа. Следовательно, в деятельности дошкольника есть все этапы, но они быстротечны, а вынашивание и реализация замысла совмещены. Развивая детскую изобразительную деятельность необходимо учитывать ее особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса. Активность ребенка в художественном творчестве проявляется, прежде всего, В стремлении полно и до конца реализовать свой замысел. Весь процесс художественного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребенком своего замысла. Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии- возраст от5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творчества у детей. Из вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития художественного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. В рабочей программе кружка «Шерстяная акварель» заложены основные принципы работы с детьми:
Цель и задачи программы дополнительного образования «Шерстяная акварель» Цель: обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности обучающихся, создание предпосылок для изучения детьми основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с «шерстяной живописью» Задачи:
На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях. При разработке данной программы отбирались наиболее интересные темы, сюжеты, которые могли завлечь ребенка. Занятия целиком проходят в игровой форме. Формы, методы и приемы, организация обучающего процесса. Одно из главных условий обучения и развития творчества обучающихся- это индивидуальный подход к каждому ребенку. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей всех детей, не только способных и одаренных в творческой деятельности, но и с недостаточно развитой мелкой моторикой рук и творческим воображением, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах. Формы работы:
Методы:
Приемы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной данной образовательной программы -5-6 лет СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ-7 месяцев Продолжительность образовательного процесса. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут. Образовательный процесс делится на 2 этапа: первый этап- подготовительный, содержащий теоретическое занятие (время 5 минут) и практическое занятие (время 20мин), второй этап — основной, включающий практическое занятие с усложнением (время занятия 25 мин). Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми, Режим занятий: вторник и четверг; время проведения занятий: 17-00-17-25. Работа кружка ведется на платной основе. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своей оригинальной работы, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата. К концу обучения воспитанники должны: 1. Владеть теоретическими знаниями:
2. Уметь:
Работа по данной программе способствует разностороннему и гармоничному развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и этического воспитания. Предусматривается творческая деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности детей. Методы исследования:
Анализ:
Данные сферы основаны на конкретных умениях и навыках ребенка, наиболее точно характеризующих уровень развития ручных умений на определенном возрастном этапе.
|