Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Профессиональная ориентация дошкольников в проектной деятельности с использованием сюжетно-ролевых игр
Педагогика
Автор: Хакимова Альбина Равилевна   
27.01.2018 03:51

Профессиональная ориентация дошкольников в проектной деятельности с использованием сюжетно-ролевых игрПрофессиональная ориентация дошкольников в проектной деятельности с использованием сюжетно-ролевых игр

А.Р. Хакимова

Не секрет, что профессиональная деятельность занимает важное место в жизни каждого человека. В современном мире родители задумываются о будущем ребёнка с первых шагов. Внимательно следят за развитием интересов своего чада, стараясь предопределить его профессиональное будущее. В дошкольной педагогике проблеме формирования представлений о мире труда и профессий, с недавних пор, стали уделять значительную роль. Однако, происходит это недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Целесообразно рассматривать дошкольный возраст, как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах. Представления о профессиях у ребёнка ограничены его, пока небогатым, жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии машиниста, полицейского, продавца и т.д. Но и об этих, так или иначе, знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий, является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый и актуальный процесс. Связать образовательный процесс с реальными событиями помогает проектная деятельность. Визит мамы в дошкольное отделение и рассказ о её профессии, привлекает и заинтересовывает даже самого непоседливого ребёнка. А в игре, ребёнок получает возможность преобразования «сухих» и невыразительных данных, полученных входе проектной деятельности, в практический опыт, который может ему пригодиться в жизни.

 

Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. Обычно дети, в ходе одной сюжетно – ролевой игры, объединяют различные впечатления, полученные в ходе проектной деятельности, и комбинируют увиденное в реальной жизни с образами, взятыми из книг, фильмов, увиденных картин. Благодаря способности использовать свои знания и представления, ребёнок начинает понимать связи между различными явлениями общественной жизни, и правдиво изображать их, а иногда сознательно изменять. С усложнением процесса ознакомления детей с трудом взрослых, развивается и усложняется игра. Одна из тенденций развития игры – большая связь её с трудом. Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей, формируются многие положительные качества, проявляются индивидуальные особенности, умение считаться с мнением других. Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, взаимосвязь людей разных профессий, воспитывается уважение к труду, бережное отношение к продуктам труда.

Мы начинаем работу уже в младших возрастных группах, реализуя проектную деятельность, посредством организации сюжетно-ролевых игр. Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевозка пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестёр, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актёра, врача, шофёра, моряка, лётчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания Правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

И, наконец, дошкольники седьмого года жизни, продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолёте летают пилоты; на корабле есть капитан, штурман, матрос и т.д. Развивается способность детей самим намечать тему игры. Дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными в ходе реализации проектов.

Информативное воздействие может проявляться на всех этапах проектной деятельности. Это прежде всего доступные беседы о профессиях родителей, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.

Наиболее часто дети ведут игры коллективно, что дает больший эффект, т.к. сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. Во время игры происходит смена ролей, что способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. В необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают «засиживания» в одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой в процессе игры информации.

В целом, игра оказывает свое познавательное и воспитательное влияние на ребёнка на всем своем протяжении: от возникновения желания поиграть и до после игрового периода. После интересной игры ребёнок долго находится под ее впечатлением.

В играх дошкольники проводят почти всё своё время. Поэтому, закрепление основных представлений детей об окружающем мире, в ходе реализации проектной деятельности, лучшим образом происходит в игре.

В возрастном аспекте, сюжетно-ролевая игра в различные профессии идёт с постепенным усложнением её содержания и характера.

Педагогам и воспитателям необходимо создать условия для игры, чтобы она стала увлекательной деятельностью. Проектная деятельность совершенствуется, обогащается и усложняется. В создание условий входит обогащение детей реалиями об окружающем- о предметах, явлениях. Кроме этого, дети должны знать о взаимоотношениях людей. Для достижения этой цели используются следующие методы: наблюдение; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение литературы; рассказ о взаимоотношениях людей, о занятиях людей разных профессий с использованием фотографий, фильмов; инсценировки; создание мультфильмов.

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребёнка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку в игре, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проекты с использованием сюжетно-ролевых игр идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению.

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М.: Знание, 1973
  2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В. Алешина. -М.: "Педагогическое Общество России", 2000.
  3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. -М.: Просвещение, 1974.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.
  5. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н. Захаров. — М.: Просвещение, 1988.
  6. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. -Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
  7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. — Воронеж, 1996.
  8. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. — 1978. -№10. — с. 64-69.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год