Методическое пособие по игровой деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья |
Педагогика | |||
Автор: Зубова Валентина Сергеевна | |||
03.11.2017 20:39 | |||
Методическое пособие по игровой деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка -детский сад№19 г. Курганинска Автор: Зубова В.С. Разновидность игр
Игровая деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развития у них коммуникативных навыков. Необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе стало очевидно. В рамках работы инновационного проекта «Центр игровой поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья» разработано методическое пособие по игровой деятельности.
Пособие разработано для педагогов и родителей с использованием инновационных педагогических технологий на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который обеспечивает всем детям равные стартовые возможности. Сентябрь 1 «Шарик» Надуваем быстро шарик. (Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.) 2 «Собери ромашку». Ход игры. В центр цветка выкладывается картинка с изображением соответствующей звуку буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [Л] и [Р]), называет картинки. Правила игры. Оговорить определённое положение звука в слове. Можно составить предложения с каждой из картинок. 3. «Зеркало». Ход игры. Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные позы, движения, имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.). Игроки одновременно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику. Правила игры. Дети должны повторять все, что показывает водящий, как будто смотрятся в зеркало. Дети, допустившие ошибку, выбывают из игры. 4. «Быстрей по местам» Ход игры. Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, место каждого отмечается предметом. По слову «бегите», дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. Воспитатель убирает один предмет. После слов «по местам», все дети бегут в круг и занимают свободные места. Оставшемуся дети хором говорят «Ваня, Ваня, не зевай, быстро место занимай!» Правила игры. Место в кругу можно занимать только после слов «По местам». Нельзя оставаться на месте после слова «бегите». Октябрь 1. «Корзинка В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу. (ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие Ладони на себя, пальчики переплетаются локотки разводятся в стороны пальчики образуют ручку). 2. «Посади в вагоны». Ход игры. В центр цветка выложить картинку вагона с тремя окошками с определенным местом звука в слове, например в середине. Правила игры. Объяснить, что на лепестки цветка надо выложить только те картинки, которые определяют место буквы в слове. 3. «День и ночь» Ход игры. У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» — замереть в той позе, в которой застала ночь. Игра проводится 3 – 4 мин. Правила игры. Не двигаться, пока не последует команда «День!». Кто двигается, выбывает из игры. 4. «Передай – встань» Ход игры. Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины. Описание: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится черта. На неё кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его назад через голову, затем встаёт и тоже поворачивается лицом к колонне и т.д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч. Правила игры. Передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи мяча позади сидящему. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру. Ноябрь 1. «Дикие животные» Я сейчас вам назову, (руки лежат на столе ладонями вниз, разводить и соединять пальцы правой руки) Кто живет в глухом лесу. (руки лежат на столе ладонями вниз, разводить и соединять пальцы левой руки). Зайцы, белки, барсуки, (рука лежит на столе ладонью вниз). Волк, медведи и ежи… (поднимать и удерживать на весу каждой палец, начиная с большого, сначала на правой левой, край ладони не отрывать от стола.) 2. «Змейка или колокольчик». Ход игры. В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего цвета с изображением колокольчика (звонкий звук) или змейки (глухой звук). Правила игры. Дети должны найти и выложить на лепестки соответствующие картинки. 3. «Мячик кверху» Ход игры. Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Правила игры. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остаётся водить и игра продолжается. 4. «Свободное место» Ход игры. Играющие сидят на полу по кругу, скрестив ноги. Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей. Они встают, становятся за кругом спинами друг к другу. По сигналу «раз, два, три — беги» бегут в разные стороны, добегают до своего места и садятся. Правила игры. Играющие отмечают, кто первым занял свободное место. Воспитатель вызывает двух других детей. Игра продолжается. Декабрь 1. «Красавица – Зима» Падают первые с неба снежинки, (поднятые вверх руки медленно опустить вниз, совершая лёгкие колебательные движения пальцам). 2. «Какая картинка лишняя?» Ход игры. В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего звуку цвета, на лепестки – картинки которых начинаются на заданный звук и 1 – 2 картинки с другими звуками. Правила игры. Ребёнок должен найти лишние картинки. 3. «Пузырь». Ход игры. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, становясь близко, друг к другу, затем говорят: Раздувайся, пузырь, Правила игры. Одновременно с этим все расширяют круг и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря: «Хлоп». 4 «Волк во рву» Ход игры. Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий — волк. Остальные дети — козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить прыгающих коз. Осаленный ходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2—3 перебежек выбирается или назначается другой водящий. Правила игры. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой.
|