Проект "ДОУ и семья: навстречу друг другу" |
Педагогика | |||
Автор: Фуженкова Тамара Дмитриевна | |||
29.09.2017 21:07 | |||
Проект "ДОУ и семья: навстречу друг другу" Многие дошкольные учреждения, как города, так и села, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. С целью разрешения основной выявленной проблемы – недостаточно тесных и доверительных отношений педагога с семьей – был разработан проект “Навстречу друг другу”. Опираясь на результаты исследований, проведённых в МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» в рамках проекта, можно говорить об актуальности проблемы форм сотрудничества и взаимодействия детского сада и семьи. Так, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых, нетрадиционных форм работы с семьёй для пропаганды педагогических знаний и формирования психологической культуры, привлечение внимания родителей к ребёнку. Сегодня как никогда остро стоит вопрос общественных институтов с семьёй. Семьи находятся в остром кризисном состоянии:
Детский сад вместе с родителями несёт ответственность за становление личности ребёнка. Именно в семье закладываются основы личностного роста, и родители не могут быть не заинтересованы в совместном воспитании. А как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, что бы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Практика работы в детском саду показала, что родители интересуются, что происходило с ребёнком в течение дня, какие достижения или трудности принёс ему день; а воспитатели получают от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребёнка и семьи, однако:
Проанализировав подобную ситуацию, я решила заняться проблемой более серьёзно, так как новое время диктует новые формы работы. Проблема взаимодействия с семьёй стоит очень остро. Поэтому внедрение в свою работу новых, нетрадиционных методов не только с родителями, но и с воспитанниками, и с семьёй в целом, поможет обратить внимание на ребёнка, помочь семье увидеть ребенка другими глазами, более уверенного в себе, а родителей заинтересовать новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий. На основании опроса, проведённого психологом и педагогами ДОУ, становится ясно, что традиционная работа частично исчерпала себя. Родителями были предложены наиболее интересные, новые и приемлемые в детском саду формы работы, поэтому я решила заняться проблемой “Новые формы сотрудничества с семьёй”. Мною условно были выделены три направления работы:
В процессе работы проведены следующие исследования:
Совместно с педагогом-психологом был разработан диагностический инструментарий:
Результаты эмоционального самочувствия дошкольника в семье и в ДОУ таковы:
Диагностика детско-родительских отношений проводилась с родителями всей группы. В исследовании участвовало 32 человека (мамы и папы воспитанников) и только 25% родителей принимают своих детей такими, какие они есть. 68% родителей не следят за своей речью, позволяя себе бесцеремонность, как в словах, так и в действиях. Плохо владеют своими эмоциями, при этом мало обращают внимания на чувства и реакции детей. Таким образом, можно сделать вывод, что коррекцию детско-родительских отношений можно и даже необходимо проводить на неформальных встречах. В ходе исследований был составлен социальный портрет семей воспитанников:
Обобщение и анализ социального портрета позволил выявить воспитательные возможности семьи, её потенциала как важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи. Стиль взаимоотношений педагога к детям был исследован педагогом– психологом. Результат показал, что воспитатель ориентируется на реального ребенка и принимает его как данность, пытаясь строить свои воспитательные воздействия сообразно особенностям его индивидуальности. Предпочитает придерживаться демократического стиля общения. Таким образом, анализ первичной диагностики показал, что взрослые (родители и педагоги) порой склонны интеллектуализировать и рационализировать детей, объясняя это требованием времени. А в итоге дети мало получают нежности и любви взрослого, им не хватает времени для игр. Взрослые ждут от него результата, к сожалению, лишая радости ощущений от самого процесса. В каждом направлении можно выделить особо результативные мероприятия. В направлении “Детско-родительские отношения” таковым явился обучающий блок. Практикум для родителей “Нестандартные игры для детей и взрослых” включал в себя ряд занятий с детьми, игр и упражнений для взрослых. Наиболее удачными явились следующие: “Как хвалить за то, чего нет, чтобы появилось? ”, “Родители горячие, холодные, никакие … ”, “Как наказывать с пользой”. Названия самих тем заинтересовали родителей, и у них появлялось желание действовать по отношению к детям нестандартно и творчески. Этому способствовали игровые упражнения “Слепой поводырь”, “Общение без слов”, “Ассоциации”, “Необычный комплимент” и применение техники активного слушания. Безусловному принятию и любви родителей к своим детям способствовали и контакт глаз, и телесные прикосновения и не стандартные, непривычные выражения по отношению к ребенку. В направлении “Сотрудничество педагога и родителя” работа строилась с учетом дифференцированного подхода. Подобная деятельность и от нас, педагогов, требовала высокого профессионализма и новых знаний в индивидуальном сотрудничестве с каждой семьёй. Большой популярностью пользовались встречи в дискуссионном клубе: Темы “Как из мальчиков воспитать настоящих мужчин” и “Воспитываем девочку. Как? ” были выбраны неслучайны. В ходе изучения запросов родителей мною был сделан вывод, что родители применяют единые требования и ждут одинаковых результатов от разнополых детей без учёта их индивидуально– психического развития. Учитывая то обстоятельство, что 80% семей имело единственного ребенка, темой обсуждения за круглым столом стало: “Единственный ребенок в семье”. Поднимались вопросы избалованности детей в таких семьях, излишней опеки, чрезмерного задабривания подарками и ненужными покупками. Тема “Проблема рождения второго ребёнка” была дополнительно включена в обсуждение на дискуссионном клубе, так как 4 семьи ожидали пополнения. Стремясь к разрешению вставшей перед ними проблемы, они обратились к более опытным родителям и педагогам. Особо хочется отметить работу с родителями “группы риска”, в которую вошли неполные семьи и требующие особого внимания. Работа с этими семьями требовала более внимательного, чуткого подхода от воспитателя. На установление обратной и действенной связи потребовалось длительное время. Основными формами работы были индивидуальные беседы и консультации. А вместе эти семьи мы собрали на встрече за круглым столом “Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся”. Активная позиция отцов в воспитании своих детей, натолкнула меня на создание “Клуба заинтересованных отцов”, целью которого стало видение и осознание своей роли в семье, месте в семейных отношениях и способах осуществления воспитания. Киновидеотренинги о вреде многих современных товаров и кинопродукции для детей заинтересовали родителей и педагогов ДОУ необычностью преподнесению информации, давали пищу для размышления. Цикл практических занятий под символическим названием “Шпаргалка для взрослых” также включал нетрадиционные формы взаимодействия педагога и ребенка, куда вошли: семинар “Современным детям нужны современные педагоги”, сказкотерапия, тренинговые занятия “Эффективный воспитатель”. В направлении “Взаимодействие ребёнка и педагога” под девизом “Взрослые глазами детей” были проведены яркие мероприятия, явившиеся важными событиями в жизни детей – это и интервью “За что я люблю маму” с выпуском газеты ко Дню матери, составление и оформление генеалогического дерева, конкурс рисунков “Моя семья”, “Я в детском саду”. В практику вошло изготовление руками детей пригласительных билетов, поздравительных открыток, памятных сувениров. Все события, проводимые в рамках проекта, регулярно отражались в газете “Дошколенок”, выпускались буклеты, памятки и проспекты для родителей. Установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми способствовало проведение досуговых мероприятий: постановка театральных представлений, организация праздников, дней рождения, выставок, например, “Ярмарка семейных идей”. Заключительный этап проекта – презентация, которая проходила в форме конференции для педагогов и родителей “Мы в ответе за своих детей”. Были приглашены специалисты психологической службы, детской поликлиники. Усилением социальной и нравственной значимости проекта стала приобретенная в ходе работы способность взрослых увидеть себя глазами ребенка. Родители и педагоги убедились в продуктивности нетрадиционных форм и методов работы детского сада с семьей. Проект завладел вниманием всех участников и поддерживался устойчивый интерес в ходе всей работы, способствовал созданию дружелюбного партнерства, повышению психолого-педагогической культуры, заинтересованностью в получении новых знаний, ведущих к осознанному родительству. Наметились изменения во взаимоотношениях в семьях воспитанников, родители с большим пониманием стали относиться к интересам и потребностям своих детей, признали необходимость уважения их мнения. Показателем результативности проведенной работы стало:
Таким образом, использование новых нетрадиционных форм работы в сотрудничестве с семьёй способствовали созданию дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй, помогли педагогам и родителям освоить современные методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.
|