Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическая публикация "Использование методики Марии Монтессори в развитии познавательно-речевой деятельности дошкольников"
Педагогика
Автор: Виноградова Виктория Валентиновна   
25.01.2017 03:13

Педагогическая публикация Использование методики Марии Монтессори в развитии познавательно-речевой деятельности дошкольниковПедагогическая публикация "Использование методики Марии Монтессори в развитии познавательно-речевой деятельности дошкольников"

Виноградова Виктория Валентиновна воспитатель I категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Солнышко» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори (1870—1952). Она пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори — замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. Основным её отличием является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.

 

Скачать конспект

Так же как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела своего воспитанника, он не может и не должен менять его внутреннюю природу. Любой ребенок способен открыть себя в активной деятельности, которая непосредственно направлена на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями. Она приводит ребенка к реализации заложенного потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.

Основная идея метода заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же педагога является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным и уникальным путем.

Главные ценности воспитания в системе Монтессори – индивидуальность ребенка, его интерес, который проявляется в концентрации, сосредоточенности и послушании. Поскольку все эти качества изначально свойственны природе ребенка, педагогическая стратегия воспитания заключена в предоставлении ему полной свободы и самостоятельности, не навязывать и не руководить, а дать возможность самому выбирать нужные ему предметы и действия. Однако такая свобода возможна только в специально организованной среде, соответствующей потребностям и возможностям ребенка.

Согласно представлениям М. Монтессори ребенок, живущий во взрослой среде, обитает в мире, не приспособленном для его физических и духовных потребностей. Окружающие его взрослые и предметы подавляют волю ребенка, вынуждая приспосабливаться к обстановке. Насильственная адаптация ребенка к миру взрослых искажает его природу и не позволяет развиваться его лучшим качествам. Более гуманный и педагогически правильный подход состоит в том, чтобы создать специальную, адекватную потребностям ребенка среду ( «убежищем в шторм», «оазисом в пустыне») — центром которой является специальный дидактический материал. Подготовленная среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития:

  • Жизненная практика
  • Сенсорное развитие
  • Математическое развитие
  • Космическое развитие
  • Языковое развитие.

Каждая зона предназначена для определенной цели. В зоне жизненной практики дети приобретают навыки самообслуживания и ухода за собой: застегивают пуговицы, молнии, кнопки, шнуруют, застегивают ремни на пособиях; закрепляют культурно-гигиенические навыки: моют рук, чистят зубы, обувь; осуществляют уход за окружающей средой: пересыпают, переливают, вытирают стол, подметают — получают навыки социальной жизни.

Сенсорная зона объединяет предметы, сгруппированные по ряду признаков (цвет, форма, величина и т.д.). Основная цель использования этого материала – усвоение абстрактных понятий, классификация собственных ощущений, уточнение своих чувств, при помощи которых ребенок упражняет: внимание, сравнения и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений является – навыки распознания.

Математический материал из природного и бросового материала более интересен и близок ребенку, что позволяет легче усваивать понятия количества и символа, связь между ними.

Центральная идея космического воспитания – это познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Организация минимузея дает возможность воплощения идеи микрокосмоса.

Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, моя семья. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я.

Метод Монтессори помогает выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.

Материал в языковой зоне имеет особое значение, так как шаг за шагом позволяет расширять языковое развитие и образование детей. Дети, например открывают для себя, что слова состоят из звуков, которые с помощью специальных знаков (букв) можно сделать видимыми. Эти ключи ведут детей к осознанному овладению родной речью. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, знакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также самостоятельно их лепить.

Письмо и чтение стоят близко друг от друга. М. Монтессори (как и Л. Толстой) отмечали, что это два различных процесса и сначала ребёнок должен научиться писать, а только потом читать. Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, т.к. в основе его более сложная психическая деятельность ребенка. Дидактический материал, позволяющий детям легко овладеть техникой письма, может состоять из трех основных групп и многочисленных упражнений:

  • материал для рисования, штриховки
  • карточки с шершавыми буквами
  • подвижный алфавит нескольких видов.

Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописей и шрифтовых карточек. Ребенок приходит к тому, что процесс чтения – это процесс работы со звуковыми символами. Дидактический материал для обучения чтению состоит из нескольких частей. Логика его предъявления ребенку проста: от конкретного, ощутимого – к абстрактному, к символам. Одновременно и всегда соблюдается принцип расширения запаса слов ребенка, а также их классификация и упорядочивание, объединение в группы, анализ и синтез.

Развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе генетического, сенсорного и социального развития. В своей работе мы используем разнообразные сенсорные упражнения, помогающие развитию языка:

  • Прикрепление прищепок к ведру, стаканчику, вырезанным из картона силуэтам зверей, природы.
  • Выжимание воды из губки в пустую миску.
  • Перекладывание бусин из одной миски в другую при помощи пинцета.
  • Шнуровки.
  • Завязывание и развязывание бантиков.
  • Наматывание ниток на катушку и их раскручивание.
  • Подбор к баночкам крышек по размеру, закручивание крышек на банки.
  • Выкалывание иголкой точек по обозначенному контуру на листе бумаги, положенном на что-то мягкое.
  • Запуск волчков.
  • Выдувание мыльных пузырей.

Используя в своей работе методику Монтессори, я пришла к выводу, что они помогают ребенку ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Предлагая детям материалы, следует помнить, что это не учебное оборудование в общепринятом смысле слова. Главная цель дидактического материала — внутренняя: помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию.

Монтессори — материалы в группе находятся в доступном для детей месте, так, что все имеют возможность брать всё, что пожелают. Все они представлены в единственном экземпляре, что способствует развитию социальных контактов детей – учат договариваться о совместной работе или о работе по очереди, совместно решать общие проблемы. Дети учатся ждать, наблюдают за работой других детей, учатся находить компромисс, формируется предпосылка к планированию. Большинство пособий просты и интуитивно понятны, и ребенку не составляет труда самостоятельно разобраться с тем, как работать с ними. Но, тем не менее, когда ребенок берет материал в первый раз, я провожу презентацию, с помощью которой демонстрирую, как работать с ним.

Возвращаясь к высказываниям великих педагогов о первостепенности письма, я предлагаю детям заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев. Всевозможные трафареты, картинки животных на картоне, крышки от кастрюль и бутылочек можно обвести. Этой работе дети отдаются подолгу с самым горячим увлечением.

Наше время требует новых подходов к работе с детьми. Чтобы они легче адаптировались к последующей взрослой жизни, нужно, чтобы ещё в раннем возрасте максимально использовались и развивались заложенные в детской голове, душе, сердце великие потенциальные природные возможности. И потому закономерен сегодняшний заказ любого цивилизованного общества – стучатся именно в душу ребенка, будить и развивать весь его чувственный опыт.

Мария Монтессори писала: «Чтобы оценивать детство и быть справедливым по отношению к ребенку, мы должны сами учиться у ребенка. Дети были моими учителями. Не существует метода или педагогики Монтессори, существует лишь метод, максимально объективно соответствующий детскому существу; я не вывела сначала эти основополагающие заключения, а потом подогнала к ним свои методы, как раз наоборот. Только непосредственное наблюдение за детьми, которым предоставлена полная свобода, открыла мне определенные законы их внутренней жизни, которые, как я позже обнаружила, имеют общие черты для всех».

Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, ориентировано на развитие свободной, самостоятельной и активной личности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год