Педагогическая публикация "Использование методики Марии Монтессори в развитии познавательно-речевой деятельности дошкольников" |
Педагогика | |||
Автор: Виноградова Виктория Валентиновна | |||
25.01.2017 03:13 | |||
Педагогическая публикация "Использование методики Марии Монтессори в развитии познавательно-речевой деятельности дошкольников" Виноградова Виктория Валентиновна воспитатель I категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Солнышко» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори (1870—1952). Она пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори — замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. Основным её отличием является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.
Так же как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела своего воспитанника, он не может и не должен менять его внутреннюю природу. Любой ребенок способен открыть себя в активной деятельности, которая непосредственно направлена на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями. Она приводит ребенка к реализации заложенного потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию. Основная идея метода заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же педагога является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным и уникальным путем. Главные ценности воспитания в системе Монтессори – индивидуальность ребенка, его интерес, который проявляется в концентрации, сосредоточенности и послушании. Поскольку все эти качества изначально свойственны природе ребенка, педагогическая стратегия воспитания заключена в предоставлении ему полной свободы и самостоятельности, не навязывать и не руководить, а дать возможность самому выбирать нужные ему предметы и действия. Однако такая свобода возможна только в специально организованной среде, соответствующей потребностям и возможностям ребенка. Согласно представлениям М. Монтессори ребенок, живущий во взрослой среде, обитает в мире, не приспособленном для его физических и духовных потребностей. Окружающие его взрослые и предметы подавляют волю ребенка, вынуждая приспосабливаться к обстановке. Насильственная адаптация ребенка к миру взрослых искажает его природу и не позволяет развиваться его лучшим качествам. Более гуманный и педагогически правильный подход состоит в том, чтобы создать специальную, адекватную потребностям ребенка среду ( «убежищем в шторм», «оазисом в пустыне») — центром которой является специальный дидактический материал. Подготовленная среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития:
Каждая зона предназначена для определенной цели. В зоне жизненной практики дети приобретают навыки самообслуживания и ухода за собой: застегивают пуговицы, молнии, кнопки, шнуруют, застегивают ремни на пособиях; закрепляют культурно-гигиенические навыки: моют рук, чистят зубы, обувь; осуществляют уход за окружающей средой: пересыпают, переливают, вытирают стол, подметают — получают навыки социальной жизни. Сенсорная зона объединяет предметы, сгруппированные по ряду признаков (цвет, форма, величина и т.д.). Основная цель использования этого материала – усвоение абстрактных понятий, классификация собственных ощущений, уточнение своих чувств, при помощи которых ребенок упражняет: внимание, сравнения и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений является – навыки распознания. Математический материал из природного и бросового материала более интересен и близок ребенку, что позволяет легче усваивать понятия количества и символа, связь между ними. Центральная идея космического воспитания – это познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Организация минимузея дает возможность воплощения идеи микрокосмоса. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, моя семья. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Метод Монтессори помогает выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой. Материал в языковой зоне имеет особое значение, так как шаг за шагом позволяет расширять языковое развитие и образование детей. Дети, например открывают для себя, что слова состоят из звуков, которые с помощью специальных знаков (букв) можно сделать видимыми. Эти ключи ведут детей к осознанному овладению родной речью. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, знакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также самостоятельно их лепить. Письмо и чтение стоят близко друг от друга. М. Монтессори (как и Л. Толстой) отмечали, что это два различных процесса и сначала ребёнок должен научиться писать, а только потом читать. Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, т.к. в основе его более сложная психическая деятельность ребенка. Дидактический материал, позволяющий детям легко овладеть техникой письма, может состоять из трех основных групп и многочисленных упражнений:
Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописей и шрифтовых карточек. Ребенок приходит к тому, что процесс чтения – это процесс работы со звуковыми символами. Дидактический материал для обучения чтению состоит из нескольких частей. Логика его предъявления ребенку проста: от конкретного, ощутимого – к абстрактному, к символам. Одновременно и всегда соблюдается принцип расширения запаса слов ребенка, а также их классификация и упорядочивание, объединение в группы, анализ и синтез. Развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе генетического, сенсорного и социального развития. В своей работе мы используем разнообразные сенсорные упражнения, помогающие развитию языка:
Используя в своей работе методику Монтессори, я пришла к выводу, что они помогают ребенку ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Предлагая детям материалы, следует помнить, что это не учебное оборудование в общепринятом смысле слова. Главная цель дидактического материала — внутренняя: помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию. Монтессори — материалы в группе находятся в доступном для детей месте, так, что все имеют возможность брать всё, что пожелают. Все они представлены в единственном экземпляре, что способствует развитию социальных контактов детей – учат договариваться о совместной работе или о работе по очереди, совместно решать общие проблемы. Дети учатся ждать, наблюдают за работой других детей, учатся находить компромисс, формируется предпосылка к планированию. Большинство пособий просты и интуитивно понятны, и ребенку не составляет труда самостоятельно разобраться с тем, как работать с ними. Но, тем не менее, когда ребенок берет материал в первый раз, я провожу презентацию, с помощью которой демонстрирую, как работать с ним. Возвращаясь к высказываниям великих педагогов о первостепенности письма, я предлагаю детям заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев. Всевозможные трафареты, картинки животных на картоне, крышки от кастрюль и бутылочек можно обвести. Этой работе дети отдаются подолгу с самым горячим увлечением. Наше время требует новых подходов к работе с детьми. Чтобы они легче адаптировались к последующей взрослой жизни, нужно, чтобы ещё в раннем возрасте максимально использовались и развивались заложенные в детской голове, душе, сердце великие потенциальные природные возможности. И потому закономерен сегодняшний заказ любого цивилизованного общества – стучатся именно в душу ребенка, будить и развивать весь его чувственный опыт. Мария Монтессори писала: «Чтобы оценивать детство и быть справедливым по отношению к ребенку, мы должны сами учиться у ребенка. Дети были моими учителями. Не существует метода или педагогики Монтессори, существует лишь метод, максимально объективно соответствующий детскому существу; я не вывела сначала эти основополагающие заключения, а потом подогнала к ним свои методы, как раз наоборот. Только непосредственное наблюдение за детьми, которым предоставлена полная свобода, открыла мне определенные законы их внутренней жизни, которые, как я позже обнаружила, имеют общие черты для всех». Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, ориентировано на развитие свободной, самостоятельной и активной личности.
|