Роль самовоспитания в профессиональном развитии педагога |
Педагогика | |||
Автор: Рубцова Наталья Владимировна | |||
09.06.2017 19:31 | |||
Роль самовоспитания в профессиональном развитии педагога Подготовила студентка Воспитатель второй младшей группы Рубцова Наталья Владимировна Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность – проблема для большинства людей. Как известно, творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Очень многое зависит от того, какие возможности представит окружение для реализации личностного потенциала.
«Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются». Академик Д.С. Лихачев Л.Н. Толстой определил следующие задачи самовоспитания: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени». Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов – объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Работа над собой – это самовоспитание, начинающееся с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка человеком определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана действий на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями – как объективными, так и субъективными. К.Д. Ушинский считал, что ему в самовоспитании помогало следующее: «... спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее; прямота в словах и поступках; обдуманность в действиях; решительность; не говорить о себе без нужды ни одного слова; не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится; издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать; каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках; ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет». Самовоспитание, отмечает И.П. Подласый, это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек. Согласно H.A. Березовину, самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности Согласно H.A. Березовину, самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей; находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования и совершенствования личности. Педагог А.И. Кочетов определяет следующие параметры самовоспитания:
Доминантой в самовоспитании становится формирование таких качеств, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д. Итак, самовоспитание неразрывно связано со способностью человека к самоанализу и самооценки, с умением контролировать свое поведение и деятельность, ставить перед собой значимые цели Самовоспитание может быть направлено на воспитание ума (интеллектуальная сфера) чувств (эмоциональная сфера) свободы (волевая сфера) Однако ведущей в самовоспитуемом процессе является волевая сфера, которая обеспечивает саморегулирование внутреннего мира человека согласно действительности Принципы самовоспитания 1. Принцип развития раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:
2. Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки:
3. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
|