Литинец Елена Александровна, Заместитель заведующего по УВР МБДОУ № 109 г. Красноярск
Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для развития детей. Уникальным средством обеспечения сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Скачать конспект
Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социальных. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели. Цель проектной деятельности: • Создание условий для инновационных процессов в ДОУ; • Применение педагогических знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, то есть изменения обстоятельства, изменения самого себя. Существуют различные типы проектов: 1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенские, практико-ориентированные. 2. По характеру содержания: включает ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, общество и его культурные ценности. 3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. 4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждением культуры, общественной организацией. 5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой (10 – 12 человек), фронтальный (вся группа). 6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор усилий детей в решении проблемы. Для подготовки педагогов к проектной деятельности ставятся следующие задачи: • Развитие навыков планирования (четкое формулирование цели, определение основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств); • Совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование); • Развитие экспертно – аналитических умений (креативность и критическое мышление); • Развитие прогностических умений (предполагаемый результат); • Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, выполнение работы в соответствии с графиком). Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое. Умение пользоваться проектными методами – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Используя эту технологию, педагог работает с детьми поэтапно: • Наблюдение за деятельностью взрослого, • Эпизодическое участие в ней. • Партнерство, • Сотрудничество. При этом используется модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотели узнать?», «Что мы узнали?». Затем составляется план тематического проекта. 1.Тема и ее происхождение. 2.Смежные занятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта. 3.Необходимые материалы. 4.Вопросы к детям по проекту (соответственно модели). 5.Оценка - что нового узнали дети. Как оформить проект? • Название проекта. • Тип проекта. • Срок реализации. • Число участников. • Актуальность (анализ проблемы, определение источника информации, распределение ролей). • Цели и задачи. • Материально – техническое обеспечение. • Описание проекта (модель, оборудование, предлагаемые условия предметно – развивающей среды). • План реализации. • Ожидаемые результаты (что мы хотели увидеть и получить). • Защита проекта – предполагает обоснование процесса проектирования, получение результатов, их оценка. Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ. Они выступают активными участниками, а не исполнителями воли отдельных специалистов. Деятельность в творческих группах, которые создаются при проектировании, помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения, даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку развивающегося пространства и себя в нем.
|