СПОСОБЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО – ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ («ОСОБЫХ ДЕТЕЙ») В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ДДИ. Настоятельная необходимость активизации высшей нервной деятельности обучаемых детей обусловливается тем, что выполняя на занятиях различного рода практические задания, «особый ребёнок» приобретает более глубокие и прочные знания по предмету. В процессе выполнения заданий практического характера у таких детей развиваются и коррегируются: внимание, наблюдательность, значительно активизируется познавательная деятельность. Помимо этого, «особые дети» приучаются оперировать теорети¬ческой информацией, что, в конечном итоге, формирует у них умение самостоятельно принимать решения. Активное использование практи¬ческих методов в процессе занятий придают им деятельностный характер, что обусловливает развитие и коррекцию личности «особого ребенка».
Методы. Словесные методы играют важную роль в формировании знаний, умений и навыков у «особых детей». Используя их на занятии, педагог определя¬ет уровень имеющихся знаний у детей, сообщает новую информа¬цию, уточняет характер ее восприятия, связывает вновь воспринятый материал с уже имеющимся. Наглядность является важным составным элементом коррекционных занятий. С помощью наглядных средств становится возмож¬ным создание четких и конкретных образов изучаемых объектов, облегчается усвоение материала, активизируется мысли¬тельная деятельность детей. Способы. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу и, лишь затем, части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению. Использование подражательности, свойственной тяжело умственно - отсталым детям. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована. Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения. Индивидуальная и дифференцированная работа на занятии. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога. Обязательная эмоциональная положительная оценка педагогом малейших достижений ребенка. Большая повторяемость материала; применение его в новых ситуациях.
Организация обучения «особого ребенка» должна носить творческий характер, под которым подразумевается включение заданий и упражнений, обеспечивающих развитие межанализаторных связей: - использование индивидуально-соревновательного принципа, активации достижения желаемого результата; - правильный и исчерпывающий инструктаж; - включение в занятие материалов сегодняшней жизни; - создание условий для зарабатывания, а не получения оценки; - проблемные задания, познавательные вопросы; - акцент на развитие самоконтроля при выполнении задания; - призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка.
Роль педагога на занятии: - умение управлять коллективом детей; - сочетание индивидуальной и фронтальной работы; - знание предмета; - знание психологии обучения и психологии «особого ребёнка»; - речевая культура: стиль, манера общения, громкость, артикуляция и т.п.; - заинтересованность педагога в том, чтобы дети знали и любили предмет; - комфортность психологического климата на занятии.
Личность педагога - это, пожалуй, самый главный фактор успеха или неуспеха занятия. Педагог, занимающийся с «особыми детьми» – это личность, которая должна уметь всё: мгновенно реагировать на непредвиденные реакции учащихся, иметь в голове работающий компьютер, быть артистом и т.п.
|