Аналитическая справка об участии воспитателя Кустовой Ирины Геннадьевны в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС ДО |
Педагогика | |||
Автор: Кустова Ирина Геннадьевна | |||
02.05.2016 21:34 | |||
Аналитическая справка об участии воспитателя Кустовой Ирины Геннадьевны в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС ДО Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2016 Дата проведения анализа: 22. 10. 2015 Характеристика группы:
В результате анализа развивающей предметно — пространственной среды подготовительной группы выявлено, что воспитатель Кустова Ирина Геннадьевна при создании развивающей предметно-пространственной среды учитывала:
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе. Кустова Ирина Геннадьевна создала в группе безопасную предметно-пространственную среду: элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, оборудование и материалы, используемые на участке и в помещении, соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим требованиям, правилам противопожарной безопасности. (Например: маркировка постельного белья и полотенец, правильное освещение, стулья в комплекте со столом – одной группы мебели, острые углы фиксируются мягкими уголками, не используются предметы из стекла, мелкие игрушки и предметы диаметром менее 3 см, мебель устойчива, полки надежно прикреплены к стенам). Воспитатель организовала комфортную предметно-пространственную среду: размеры и конструкции оборудования и пособий соответствуют анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту, индивидуальным особенностям. Среда группы зонирована и способствует проявлению детской активности. В помещении группы имеется мебель (диван, шкафы), напоминающие домашнюю обстановку. Центры самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются между собой. Кустова И.Г. в интерьер группы включила элементы оформления, создающие приятные позитивные ассоциации: уголок книги и театрализации, в помещении группы и раздевалке используются детские работы, а также выставка работ, выполненных руками родителей вместе с ребенком дома из природного и бросового материала. Центр природы. Цветущие растения и растения с крупными листьями. Гербарий, всевозможный природный материал, календарь природы, дневники наблюдений, альбомы с иллюстрциями животных и птиц. Развивающие пособия в группе Кустовой И.Г. подобраны с учетом гендерного подхода, учитывающего интересы и потребности мальчиков и девочек: машины и куклы, игрушки-двигатели и коляски, для девочек — более привлекательные и яркие по форме, но по содержанию равноценны пособиям для мальчиков. Комфортному пребыванию детей способствует стиль поведения воспитателя: преобладание контактных форм общения в работе с детьми (коммуникативные игры), а также добрые традиции группы. Все предметы декора и интерьера в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Кустова И.Г. организовала содержательно насыщенную развивающую предметно пространственную среду группы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе музыкальный центр) игровым, физкультурным, оздоровительным оборудованием, насыщенность среды обеспечивает предметную деятельность, общение со взрослым, игры со сверстниками, экспериментирование с материалами и веществами, действия с бытовыми предметами, двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики. Среда для выпускников наполнена пособиями, играми для подготовки к школе. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе рационально размещено оборудование и определено его количество. Обстановку можно менять до неузнаваемости с помощью переносных ширм, которые, в свою очередь легко трансформируются и используются для различных видов деятельности детей. Воспитателем подобраны разнообразные полифункциональные (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления) предметы (детская мебель, мягкие модули, ширмы и т.д.). Так же имеются природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Пособия для детей обладают такой характеристикой, как универсальность, т.е. возможностью использовать каждый предмет для выполнения с ним разнообразных действий, например, развитие мелкой моторики. Игровая среда группы является вариативной: игровой материал периодически сменяется, появляются новые предметы и материалы, стимулирующие предметную, двигательную активность детей, восприятие сказок и стихов, рассматривание картинок, экспериментирование с материалами и веществами, игры с составными и предметными игрушками. Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивает свободный выбор детей. Вывод: участие Кустовой И.Г. в создании предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в ДОУ. Предметно-развивающая среда группы обладает такими обязательными характеристиками, как: полифункциональность, вариативность, универсальность и трансформированность. Реализация ОП ДО. Предметно-развивающая среда группы спроектирована Кустовой И.Г.. в соответствии с ООП ДО, созданы условия для реализации образовательных областей. Для этот в группе организованы следующие центры:
Содержимое уголков дает возможность эффективно организовать образовательный процесс во всех образовательных областях с учетом индивидуальных особенностей детей. 1. Социально-коммуникативное развитие:
2. Познавательное развитие:
3. Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов речи:
Восприятие художественной литературы и фольклора:
4. Художественно-эстетическое развитие: Музыкальная деятельность:
Изобразительная деятельность:
Конструирование из разных материалов:
5. Физическое развитие: Двигательная деятельность:
Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
Вывод: участие воспитателя Кустовой И.Г. в создании предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает реализацию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. Учет возрастных особенностей. Предметно-развивающая среда ориентирована на использование форм адекватных возрасту детей подготовительной группы. В группе учитывается принцип этапности. В среде отражаются те образовательные задачи, которые усложняются с психологическим возрастом ребенка, и ориентируются на зону «ближайшего развития»: в наличие предметы и материалы, известные детям; предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого; незнакомые предметы и материалы. Особое место при учете возрастных особенностей отводится игре. Дети этого возраста могут распределять роли, определять правила и планировать организацию игрового пространства. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности, а также широко используются предметы заместители Среда в группе моделируется. Особенности ее состоят в следующем: центр группы свободен от мебели. Среда наполнена пособиями для развития движений детей, крупной – мелкой моторики; присутствуют игровые ситуации «напоминания», предлагающие детям образцы; обогащение тактильного опыта. В обстановке группы выделяет следующие особенности: комфортность и безопасность; тщательное планирование обстановки до прихода детей; возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка (взрослый – основной партнер ребенка в играх и занятиях). Все игры, игрушки и пособия, предназначенные для детей, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности, что обеспечивает развитие основных видов детской деятельности. Воспитателем выделено достаточного места в группе для активного движения, физкультурных пособий. Свободное пространство составляет половину группы. Вывод: участие Кустовой И.Г. в создании предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает учет возрастных особенностей детей. Среда ориентирована на зону «ближайшего и актуального развития ребенка». В среде прослеживается опережающий характер содержания образования, так как дети по-разному усваивают материал: поэтому 10% материалов отражает изученную тему, 80%-текущую, 10%-будущую. Это позволяет обеспечить дальнейшее продвижение и саморазвитие детей. Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослы содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Обеспечивает стартовую готовность к обучению в школе
|