Выступление на педсовете: «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА» |
Педагогика | |||
Автор: Крадецкая Люция Гарафутдиновна | |||
27.01.2016 22:17 | |||
Выступление на педсовете: «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА» Познавательная активность или любознательность-это стремление получить знания об явлениях окружающего мира. Познавательная активность – это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присуща познавательная активность, но её мера и направленность у детей не одинакова. Охарактеризовать познавательную активность у ребенка значит определить уровень её развития. Для этого, во-первых, следует определить область объектов, на которые она направлена (содержание), во-вторых, характер организации поисковой активности ребенка.
Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить и о её содержании, и о характере её организации. Чем заинтересован ребенок, какова интенсивность стремлений к знакомству с определенными явлениями, можно судить по 4 показателям:
Уже по тому, как ребенок организует процесс своего знакомства с окружающим, можно судить о его готовности преодолевать трудности, препятствия на пути к распознаванию сути предмета, поэтому разные уровни самоорганизации активности можно увидеть в поведении ребенка в новой и трудной для него познавательной ситуации. Если, столкнувшись с трудностью, он прекращает собственную активность, обращается за помощью взрослого и быстро отходит от неясного предмета, его самоорганизация слаба. Здесь поведение регулируют предметы, а не он сам. Самая высокая самоорганизация – это настойчивое, упорное стремление преодолеть трудность; поведение направляется собственным намерением. Решающий фактор как мы считаем, развитие и формирование познавательной активности – это общение ребёнка со взрослым человеком – педагогом, родителями. В процессе этого общения ребёнок усваивает с одной стороны – активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой стороны – способы управления своим поведением, преодолевая трудности в новых ситуациях при решении новых задач. Исследование позволило выявить три уровня познавательной активности у дошкольников. ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Дети стремятся к игрушкам, отличающимся яркими перцептивными свойствами (большие, красочные, звучные), а также к тем, что знакомы по своему функциональному назначению (телефон, посуда); отсутствует интерес к предметам неясного назначения. Регуляция поиска внешняя; предметы господствуют над активностью. Уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом. ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Его суть – содержание познавательной потребности и уровень самоорганизации. Дети стремятся ознакомиться с игрушками и другими предметами, имеющими определённые функции. Привлекает возможность различного их использования, опробования функциональных свойств, стремление проникнуть в скрытые свойства предмета. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям. Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяются с помощью взрослого. ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Его суть – новое содержание. Интерес и активность показывают скрытые внутренние свойства предмета и в большей степени – внутренние, понятия о хорошем и плохом, оценки поступков людей. Активность направляется целью достичь желаемого результата. Цель может быть и не достигнута, но стремление к успеху сохранен надолго. Вариант этого уровня: цель должна быть достигнута. Уровень интереса к внутренним свойства предмета –это самоорганизация. Первый уровень познавательной активности чаще наблюдается у детей 3-4-х лет, возможен ещё и в возрасте 5-ти лет. Ребенок сосредоточен на игрушках знакомого типа и занят повторными действиями, в которых воспроизводит способ их обычного употребления, например: ест ложкой, смотрит в зеркало, причесывает- ся, ставит на стол чашки и тарелки, затем перемещает предметы и вновь повторяет действия. Второй уровень. Познавательная активность характерна для детей 4-5 лет, но достаточно часто обнаруживается у более младших и более старших. Обнаруживается в поведении другого характера: ребенок осматривает все игрушки и быстро выбирает те, которые позволяют ему действовать с ними многообразно, например, сооружает из кубиков различные постройки, превращает их в дом, мост, башню, дорогу, диван и т.д., из этих же кубиков пытается составлять картинки. Все свои действия ребенок комментирует и сопровождает подражательны-ми звуками ( «ррр»; «шшш»; «та-та-та» и т.п.). Третий уровень. Его достигают многие дети старшего дошкольного возраста (в отдельных случаях наблюдается и в более младшем возрасте). Характерные особенности познавательной активности: беглый осмотр всех игрушек, шутливое опробование действий, воспроизводящих назначение) одно движение — ложка в рот, одно-два движения — прокатывание машины взад и вперед со звукоподражанием «рр», сменяются быстрым переходом к предметам неясного назначения. Дальнейшие действия: ребенок целиком занят изучением предмета неясного назначения. Он сначала торопливо осматривает, прислушивается и присматривается, затем начинает вглядываться более пристально, поворачивать медленнее. Действия сопровождаются комментариями, предположительными. Длительные неудачи вынуждают отложить предмет в сторону, ребенок как бы сосредотачивается на какой-либо знакомой игрушке. Именно «как бы», так как на самом деле он то и дело поглядывает в сторону предмета-загадки. Наконец не выдерживает и пытается выявить секрет игрушки. Даже в случаях неудачи такой тип поведения дошкольника можно характеризовать как высший уровень познавательной активности. Такой же интерес он проявляет и к книжке: рассматривает внимательно, пытается связать изображаемое на картинках в целостный рассказ. Во время игры малыш постоянно обращается к педагогу, стремясь выяснить его мнение о хорошем и плохом на конкретных примерах. Сочетание всех признаков поведения детей, разумеется, не всегда так четко единообразно. И тем не менее характерно устойчиво, чтобы служить нормой. Итак, речь идет о познавательной активности. И её формирование от одной ступени на более высокий уровень означает:
Обе задачи можно решить специально организованной деятельностью и правильным включением в эту деятельность общение со взрослым. Успешность работы зависит от того, как сложилось особое отношение к воспитателю, особое, т.е. характеризующееся стремлением получить его одобрение. Такое отношение может появиться лишь в результате повседневного общения с педагогом, если последний постепенно удовлетворяет специфические – для каждого возрастного периода – потребности.
|