«Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Феномен детской субкультуры». |
Педагогика | |||
Автор: Инговатова Елена Ювенальевна | |||
03.10.2015 16:55 | |||
«Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Феномен детской субкультуры». МБДОУ №26 Воспитатель Инговатова Е.Ю. Детство — период жизни человека от новорожденности до достижения социальной и психологической зрелости, во время которого происходит его развитие, становление как полноценного члена человеческого общества. Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным. Социализация — это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отельным группам. Это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт. Одним из механизмов социализации дошкольников является такой феномен как детская субкультура. Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое. Субкультура — неинституционализированная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителем основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы и т.п. Таким образом, детская субкультура — вариант широко распространенного в обществе процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению. В широком значении — это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической ситуации развития. Формы работы по формированию субкультуры в группе: компоненты детской субкультуры: — детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это правила вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы), знаки собственности, взыскание долгов, отношения мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, с помощью дразнилок, обзывалок, отговорок);
Коллекционирование и собирательство. Почти все дети рано или поздно начинают увлекаться коллекционированием. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, дает ребенку представление о богатстве мира, его красочности в многоцветности. Коллекционировать дети могут все что угодно: стеклышки, фантики, значки, календарики, игрушки из киндер-сюрпризов, вкладыши от жевательных резинок и т.д. детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы, «черный юмор». Таким образом, приобщение ребенка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации — индивидуализации ребёнка в группе сверстников, осознанию своего социального «я» и формированию готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем. БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!
|