Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе
Педагогика
Автор: Боровых Олеся Михайловна   
26.09.2015 13:12

Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группеОрганизация предметно-развивающей среды в подготовительной группе

У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Его надо поддерживать и развивать. Включите в среду группы школьную атрибутику (ранцы, тетради, линейку, ручку, карандаш и прочее), подберите книги о школьной жизни, фотографии родителей, братьев, сестёр в школьной форме, изготовьте альбомы с рисунками, рассказами. Данная среда будет способствовать положительной мотивации и увеличению интереса к школьной жизни. Целесообразно выделить и обозначить для ребят учебную зону, которая будет воссоздавать в какой — то степени школу. В этой учебной зоне ребята смогут организовать сюжетно-ролевую игру в «школу».

 

Важная задача – развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Детям необходимо показывать рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Чаще обсуждайте успехи и достижения ребёнка, фиксируйте их зримо — знаками, рисунками, пиктограммами. Например, ребёнку можно предложить ромашку достижений, на каждом лепестке будет сделана запись: «Не заплакал, когда делали прививку», «Помог Кате на занятии» и так далее. В конце недели можно отрефлексировать, поделиться достижениями, успехами с другими ребятами. Другим вариантом, для этой же цели может быть дневник достижений. Причём дети могут записывать свои успехи помощью воспитателя, а затем и самостоятельно, возможно также и схематическая зарисовка. Самое главное в начале данной деятельности, заинтересованность воспитателя, чтобы каждый из детей мог увидеть свои успехи, а если не получается на первых порах, помочь сделать это совместно. После у детей обязательно появится потребность поделиться своими успехами с родителями, детьми и порадоваться успехам других детей.

Умение планировать очень пригодится ребёнку и в школе, и в жизни вообще. Это умение можно развивать у детей планируя свою деятельность в течение дня в утренний отрезок времени. Для этой цели можно сделать экран, на котором будут располагаться разные центры по видам деятельности, где каждый из ребят сможет сделать отметку, в каком центре он сегодня он займётся интересным делом. Возможно, использовать фото ребят, или придуманный ими значок, «ник», выражаясь современным языком. В конце дня обязательно обсудите с ребятами, удалось ли сделать запланированное, всё ли получилось.

Необходимо развивать у ребёнка представления о его собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдение. Для этого есть разнообразные пути. Например, обратите внимание детей на его внешние характеристики — «я расту», «каким я родился», для этой же цели можно сформировать для каждого из ребят мини-фотоальбом, где будут его фото в разные годы, фото членов, семьи и так далее. Дети любят рассматривать такие альбомы вне зависимости от возраста. Желательно каждый месяц проживать с детьми какую-либо тему, связанную с ребёнком, его интересами. Например, темы «Моя семья», «Автопортрет», «Что я люблю и что я не люблю», «Я умею», «Мои друзья», «Моя мечта», «Как я провожу выходной» и другие. Эти темы необходимо не только обговаривать, но и записывать, зарисовывать, делать фотообзоры. Интересны будут фотогазеты, сделанные совместно ребятами и их родителями. Такие газеты могут жить в группе, а затем станут замечательной находкой для оформления детского сада на выпускной праздник.

На шестом году жизни ребёнка совершенствуются нервные процессы -возбуждение и торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать, «как надо» и воздерживаться от нежелательных действий, возрастает произвольность поведения. Это важная характеристика, свидетельствующая о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности выражена всё ещё недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакций. Поэтому значительное место должно отводиться играм с правилами, которые спо-собствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Если же ребёнок не умеет ориентироваться на игровые правила (забывает их, путает, нарушает, упускает), это может быть сигналом его неподготовленности к будущей учебной деятельности.

Развитие децентрации, т.е. способности понять и принять другую точку зрения, -одно из необходимых условий готовности ребёнка к обучению в школе. Существуют специальные игры, направленные на развитие децентрации: игры с зеркалом, игры на пространственную ориентацию «от другого объекта», в которых точка отсчёта находится вне ребёнка.

Обязательно в группе должна быть игротека для самостоятельных игр с игровыми материалами, способствующими познавательному и математическому развитию детей: дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий ( «так бывает», «Найди ошибки художника») Для развития логики можно рекомендовать «Блоки Дъенеша» (которые могут «жить» в вашей группе, начиная с младшей), «Логический поезд», «Логический домик», «4-ый лишний», «Найди отличия». Обязательно тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также должны быть представлены игры на развитие счётной и вычислительной деятельности, психических процессов, в особенности внимания, памяти и мышления. Для развития мелкой моторики хороши разнообразные прописи, пазлы, мозаики, книги-раскраски, трафареты, обводки и другие подобные материалы, а также продуктивная деятельность с использованием современных техник, таких как квиллинг и прочее.

Важная задача-развитие и совершенствование фонематического слуха. С этой целью воспитатель может предлагать в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых или начинаются с определённого звука, или этот звук есть в конце слова. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества включите в центр грамотности 5-6 рамок и множество вырезанных из журналов картинок. Пусть ребёнок покапается в кипе, выберет несколько картинок и разложит их в рамке в определённой последовательности, придумает и расскажет сюжет по этим картинкам.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют активный интерес к прошлому, настоящему, будущему. Включите в среду группы материалы, которые помогут дошкольникам лучше воспринимать ваши рассказы: игрушки, картинки, книжные иллюстрации, энциклопедии для дошкольников. Можно вместе с детьми изготовить макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники.

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. Внесите в группу геральдику вашего города, края или области, страны. Сделайте карту нашей страны, отметьте города, в которых побывали ваши воспитанники. Рядом прикрепите фото, рассказы, рисунки о людях, обычаях, традициях данных памятных мест.

Необходимо продолжать развивать представления об эмоциональных состояниях детей (радость, симпатия, усталость, печаль, раздражение, огорчение, любовь, одобрение). В этом помогут картинки, фотографии, кукольные персонажи. При этом важно показать детям конкретные способы проявления заботы о людях, находящихся в разных эмоциональных состояниях, что опять таки можно делать с помощью картинок – ситуаций, а лучше в реальной жизни. Отведите место в группе, где будут находится картинки с разными эмоциональными состояниями, сделайте оценки, что правильно и можно, и как поступать нежелательно. Неплохо иметь в группе игры, где дети сами конструируют эмоциональные состояния людей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год