Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе |
Педагогика | |||
Автор: Боровых Олеся Михайловна | |||
26.09.2015 13:12 | |||
Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Его надо поддерживать и развивать. Включите в среду группы школьную атрибутику (ранцы, тетради, линейку, ручку, карандаш и прочее), подберите книги о школьной жизни, фотографии родителей, братьев, сестёр в школьной форме, изготовьте альбомы с рисунками, рассказами. Данная среда будет способствовать положительной мотивации и увеличению интереса к школьной жизни. Целесообразно выделить и обозначить для ребят учебную зону, которая будет воссоздавать в какой — то степени школу. В этой учебной зоне ребята смогут организовать сюжетно-ролевую игру в «школу».
Важная задача – развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Детям необходимо показывать рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Чаще обсуждайте успехи и достижения ребёнка, фиксируйте их зримо — знаками, рисунками, пиктограммами. Например, ребёнку можно предложить ромашку достижений, на каждом лепестке будет сделана запись: «Не заплакал, когда делали прививку», «Помог Кате на занятии» и так далее. В конце недели можно отрефлексировать, поделиться достижениями, успехами с другими ребятами. Другим вариантом, для этой же цели может быть дневник достижений. Причём дети могут записывать свои успехи помощью воспитателя, а затем и самостоятельно, возможно также и схематическая зарисовка. Самое главное в начале данной деятельности, заинтересованность воспитателя, чтобы каждый из детей мог увидеть свои успехи, а если не получается на первых порах, помочь сделать это совместно. После у детей обязательно появится потребность поделиться своими успехами с родителями, детьми и порадоваться успехам других детей. Умение планировать очень пригодится ребёнку и в школе, и в жизни вообще. Это умение можно развивать у детей планируя свою деятельность в течение дня в утренний отрезок времени. Для этой цели можно сделать экран, на котором будут располагаться разные центры по видам деятельности, где каждый из ребят сможет сделать отметку, в каком центре он сегодня он займётся интересным делом. Возможно, использовать фото ребят, или придуманный ими значок, «ник», выражаясь современным языком. В конце дня обязательно обсудите с ребятами, удалось ли сделать запланированное, всё ли получилось. Необходимо развивать у ребёнка представления о его собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдение. Для этого есть разнообразные пути. Например, обратите внимание детей на его внешние характеристики — «я расту», «каким я родился», для этой же цели можно сформировать для каждого из ребят мини-фотоальбом, где будут его фото в разные годы, фото членов, семьи и так далее. Дети любят рассматривать такие альбомы вне зависимости от возраста. Желательно каждый месяц проживать с детьми какую-либо тему, связанную с ребёнком, его интересами. Например, темы «Моя семья», «Автопортрет», «Что я люблю и что я не люблю», «Я умею», «Мои друзья», «Моя мечта», «Как я провожу выходной» и другие. Эти темы необходимо не только обговаривать, но и записывать, зарисовывать, делать фотообзоры. Интересны будут фотогазеты, сделанные совместно ребятами и их родителями. Такие газеты могут жить в группе, а затем станут замечательной находкой для оформления детского сада на выпускной праздник. На шестом году жизни ребёнка совершенствуются нервные процессы -возбуждение и торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать, «как надо» и воздерживаться от нежелательных действий, возрастает произвольность поведения. Это важная характеристика, свидетельствующая о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности выражена всё ещё недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакций. Поэтому значительное место должно отводиться играм с правилами, которые спо-собствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Если же ребёнок не умеет ориентироваться на игровые правила (забывает их, путает, нарушает, упускает), это может быть сигналом его неподготовленности к будущей учебной деятельности. Развитие децентрации, т.е. способности понять и принять другую точку зрения, -одно из необходимых условий готовности ребёнка к обучению в школе. Существуют специальные игры, направленные на развитие децентрации: игры с зеркалом, игры на пространственную ориентацию «от другого объекта», в которых точка отсчёта находится вне ребёнка. Обязательно в группе должна быть игротека для самостоятельных игр с игровыми материалами, способствующими познавательному и математическому развитию детей: дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий ( «так бывает», «Найди ошибки художника») Для развития логики можно рекомендовать «Блоки Дъенеша» (которые могут «жить» в вашей группе, начиная с младшей), «Логический поезд», «Логический домик», «4-ый лишний», «Найди отличия». Обязательно тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также должны быть представлены игры на развитие счётной и вычислительной деятельности, психических процессов, в особенности внимания, памяти и мышления. Для развития мелкой моторики хороши разнообразные прописи, пазлы, мозаики, книги-раскраски, трафареты, обводки и другие подобные материалы, а также продуктивная деятельность с использованием современных техник, таких как квиллинг и прочее. Важная задача-развитие и совершенствование фонематического слуха. С этой целью воспитатель может предлагать в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых или начинаются с определённого звука, или этот звук есть в конце слова. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества включите в центр грамотности 5-6 рамок и множество вырезанных из журналов картинок. Пусть ребёнок покапается в кипе, выберет несколько картинок и разложит их в рамке в определённой последовательности, придумает и расскажет сюжет по этим картинкам. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют активный интерес к прошлому, настоящему, будущему. Включите в среду группы материалы, которые помогут дошкольникам лучше воспринимать ваши рассказы: игрушки, картинки, книжные иллюстрации, энциклопедии для дошкольников. Можно вместе с детьми изготовить макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники. Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. Внесите в группу геральдику вашего города, края или области, страны. Сделайте карту нашей страны, отметьте города, в которых побывали ваши воспитанники. Рядом прикрепите фото, рассказы, рисунки о людях, обычаях, традициях данных памятных мест. Необходимо продолжать развивать представления об эмоциональных состояниях детей (радость, симпатия, усталость, печаль, раздражение, огорчение, любовь, одобрение). В этом помогут картинки, фотографии, кукольные персонажи. При этом важно показать детям конкретные способы проявления заботы о людях, находящихся в разных эмоциональных состояниях, что опять таки можно делать с помощью картинок – ситуаций, а лучше в реальной жизни. Отведите место в группе, где будут находится картинки с разными эмоциональными состояниями, сделайте оценки, что правильно и можно, и как поступать нежелательно. Неплохо иметь в группе игры, где дети сами конструируют эмоциональные состояния людей.
|