КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ» |
Педагогика | |||
Автор: Шрейнер Татьяна Евгеньевна | |||
23.09.2015 18:02 | |||
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ» Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является диф-ференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача руководителя школы молодого специалиста – оказать помощь конкретному воспитате-лю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной ра-ботой педагога, его самообразованием. Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих принципах. Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Ос-новными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
Оценить потребность педагогов в развитии возможно с помощью ряда анкет (приложение 1). Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастер-ства воспитателя. Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя. В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулиро-вать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений (приложение 2). Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессио-нального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразова-ния соответственно опыту и педагогическому стажу. Для молодых специалистов:
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Для педагогов без специального образования:
Тематикой самообразования также может быть:
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от под-держки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:
Вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности. После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них. (Примерный план самообразования: Приложение 3). Предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации. На основе индивидуальный планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ. Результативность этапов работы по самообразованию:
По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ). Сформированность определенных личностных качеств:
Повышение профессионального статуса педагога:
Современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют под-тверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования. Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых, ставит ка-ждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических зна-ний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в определен-ном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества. Памятка для осуществления самоанализа
Информация для отслеживания результативности работы педагога:
Литература: 1. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\ Справочник старшего воспитателя. № 11, 2008. Интернет ресурсы:
Приложение 1 Оценка реализации потребностей педагогов в развитии Анкета № 1 – для выявления способности педагогов к развитию Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл: 5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению; 4 – скорее соответствует, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 – скорее не соответствует; 1 – не соответствует.
Анкета № 2- для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов. Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале: 5 – да (препятствуют или стимулируют); 4 – скорее да, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 – скорее нет; 1 – нет. Препятствующие факторы:
Стимулирующие факторы:
Обработка анкет Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете. Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии. Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития. Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития. Данные заносятся в таблицу. Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу. Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле: К = К (фактическое): К (максимальное), где: К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах, К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах. Занесите данные в таблицу: Обучение, развитие и саморазвитие педагога Приложение 5 Проект “Современный воспитатель” Цель проекта: Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию. Задачи:
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Срок реализации проектных мероприятий: учебный год Пути решения поставленных задач: 1. Создать условия для самообразования педагогов:
2. Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии. 3. Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др. 4. Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях городских творческих объединений (мастер — классы, панорама передового педагогического опыта и др.), семинарах для слушателей Хакасского республиканского института повышения квалификации работников образования. 5. Составить перспективный план проектных мероприятий. Механизм реализации проекта: Повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов можно оценить посредством следующих компонентов:
Диагностировать изменения в ходе реализации проекта предполагается с помощью “Диагностической профессиограммы мастерства и творчества педагогов”. Результаты фиксируются в “Экране профессионального мастерства”. Заключение Важным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной работы, сколько определение ее значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом. Поэтому проектная работа завершается двумя значимыми мероприятиями: читательской конференцией и деловой игрой “Аукцион идей”. Краткий план их проведения приводится ниже. Читательская конференция Цель: Способствовать выявлению общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошколь-ного образования в целом. Предмет обсуждения: педагогические книги и статьи, вызвавшие особый интерес педагогов. Оформление выставки. План проведения Вводно-теоретическая часть: “Вступительное слово” (краткое, примерное): Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование профессионализма оказывает науч-но – методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:
Сообщения по прочитанным книгам, статьям, вызвавшие особый интерес педагогов. Обмен мнениями. Принятие и выработка рекомендаций. Деловая игра “Аукцион идей” Цель: Расширить представления педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками. Задачи:
Наглядность: плакат “Аукцион идей”, поощрительные жетоны. Домашнее задание: Подготовить материалы из собственной практики по организации работы с детьми на основе современных про-грамм, технологий. Подготовить представление данного материала, ответить на вопросы: Какую проблему пытаетесь решить? Почему именно данная проблема привлекла ваше внимание? Чем с вашей точки интересен данный материал? Игра проводится в форме аукциона. Тот, кто предложил наибольшую “цену” после представления материала дает пояснение: чем ценен данный материал? Почему предпочтение отдано именно этому материалу? Эксперты фиксируют “цену” каждого лота, определяют наиболее “дорогостоящий”. Участника, набравшего наи-большее количество жетонов, в конце игры ожидает поощрительный приз (книга, методическое пособие и др.). Литература
Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению» I. Этап – подготовка доклада, выступления.
Подбор и систематизация наглядных материалов. Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения. 5. Распределение материала по вопросам. 6. Письменное изложение полного текста выступления. II. Этап – работа с подготовленным материалом
III. Этап – подготовка к выступлению
Памятка к исследовательской работе педагога I. Как правильно сформулировать тему: 1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме: Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу» 2. Формулировка темы по схемам:
Например: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» «Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста» «Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста» II. Определение актуальности и новизны исследования Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы. Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности. III. Формулирование цели исследования Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы. Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста. IV. Формулирование задач исследования Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение? Схема формулирования задач Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №18 Консультацию разработала и провела: воспитатель, руководитель «Школы молодого специалиста» Шрейнер Т.Е. г. Челябинск 2015
|