Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов
Педагогика
Автор: Трушина Елена Юрьевна   
14.09.2015 11:12

Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагоговПовышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов

АВТОР: Трушина Елена Юрьевна

Проблема профессиональной компетентности современных педагогических кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ — компетентности) является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования. В последние годы понятие ИКТ — компетентности часто используется в научно-педагогической литературе и нормативно-управленческих документах в связи с повышением значимости ИКТ в функционировании системы образования и российского общества в целом.

С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО).

 

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.

В данном документе определены также и требования к педагогам. Вот некоторые из них:

  • Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образо-вательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Каким должен быть современный педагог на этапе внедрения ФГОС ДО? Педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора образовательной деятельности с использованием информа-ционно-коммуникационных технологий.

Важнейшим этапом в формировании личности ребенка считается дошкольный возраст. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Важнейшими компонентами для развития познавательной деятельности ребенка выступают такие познавательные процессы как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

НОД в детском саду имеет свою специфику, должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с исполь-зованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компью-терная техника с ее возможностями.

Дети в дошкольном возрасте очень восприимчивые. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог с ними ведет не педагог от имени героя, а сам герой ситуации. Данные приемы с использованием музыкального центра или магнитофона, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах.

Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне. Демонстрация ви-деофильмов дают возможность не только увидеть, но и услышать звуки природы, общественной жизни, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить другую страну, музей и пр.

Опираясь на исследования ученых (работы Л.Н. Горбунова, М.А. Горюновой, А.А. Елизарова, М.Б. Лебедевой, А.М. Семибратова, О.Н. Шиловой и пр.), можно сделать вывод о том, что наряду с находящи-мися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:

  • трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пере-смотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии)
  • формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сер-висов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов)

- формирование нового типа мышления (самоорганизующий, обществен-ный, экологический тип мышления).

Результатом реализации развивающего потенциала ИКТ является формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога, которую совре-менные исследователи предлагают рассматривать как компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства. Не случайно формированию ИКТ-компетентности педагогов уделяется в последнее время пристальное внимание.

Одним из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ является наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ним, а также четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе.

Учитывая выше сказанное, мы пришли к выводу о необходимости ак-тивного внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс нашего дошкольного учреждения.

При этом проведенное нами анкетирование показало, что большинство педагогов — 71% (5 человек) имеют достаточный низкий уровень владения навыками работы на компьютере.

Анализ результатов анкетирования и последующее собеседование с воспитателями позволило выявить ряд противоречий:

  • неподготовленность педагогов и актуальная необходимость использования информационных технологий в педагогической деятельности;
  • потребность быстрого получения научно-методической информации и инертность ее переработки и передачи в МБДОУ;
  • желание педагогов и их неумение организации научно-методической деятельности на базе использования информационных технологий;
  • возрастающие требования к качеству профессиональной деятельности педагога и неготовность его к организации эффективного образовательного пространства;
  • потребность образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокий уровень эффективности процесса их повышения квалификации в данном направлении;
  • существующие модели повышения квалификации, направленные на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходи-мость организации непрерывного образования воспитателей, ориентированного на применение информационных технологий в их практической деятельности.

Опираясь на полученные результаты, основной целью методической деятельности с педагогическими кадрами мы определили повышение качества педагогической компетентности через активное внедрение в воспи-тательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачами, ориентированными на реализацию обозначенной цели мы определили:

  1. Выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов.
  2. Разработка системы консультативной методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.
  3. Определение эффективности разработанной системы методических ме-роприятий.

В соответствии с обозначенными задачами, первым этапом нашей работы явилось выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов. Для этого мы использовали следующие методы: тестирование; индивидуальное собеседование; изучение адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы; систематизацию и анализ выявленных проблем – запросов педагогов.

Анализ полученных данных позволил выделить 3 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем как сформированности навыков работы на компьютере, так и осознания значимости использования информационных технологий, как в образовательном процессе, так и в системе непрерывного повышения педагогической компетентности.

  • Первая группа – низкий уровень ИКТ-компетентности – 71% педа-гогов. Педагоги, представляющие данную группу, не владеют умениями работы на компьютере. Мотивация к данной деятельности у них отсутствует.
  • Вторая группа – средний уровень ИКТ-компетентности – 22% педа-гогов. Данные педагоги продемонстрировали некоторые базовые умения работы на компьютере. Однако для них характерна высокая мотивация к обучению данной деятельности. Педагоги осознают, что использование ИКТ в их работе позволит реализовать индивидуальный стиль педагогической деятельности, а также обеспечит их профессиональный рост.
  • Третья группа – педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности – 7% педагогов. Более того, у данного педагога высоким является не только уровень владения умениями работы на компьютере, но и мотивация к совершенствованию данной деятельности.

Второй этап нашей деятельности был направлен на разработку системы консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.

Опираясь на осуществленный нами анализ исследований по обозначенной проблеме (работы Л.Н. Горбунова, М.А. Горюновой, А.А. Елизарова, М.Б. Лебедевой, А.М. Семибратова, О.Н. Шиловой и пр.), в частности,

определение ими уровней ИКТ-компетентности: базовый и предметно-ориентированный уровень; базовый, общий, профессиональный; базовый, углубленный, профессиональный, нами были спроектированы этапы, по организации системы консультативной методической поддержки педагогов по формированию у них ИКТ- компетентности.

I этап – базовая подготовка (ИКТ-грамотность). Предполагает:

  • наличие представлений о функционировании ПК и дидактических воз-можностях ИКТ;
  • овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
  • использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
  • формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

II этап – общая подготовка (ИКТ-умелость). Направлен на:

  • овладение методическими приемами использования ИКТ в образова-тельном процессе;
  • овладение приемами организации дистанционного повышения квалификации и послекурсовой поддержки педагога;
  • овладение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных образовательных материалов.

III этап – полная ИКТ-компетентность. Соответствует решению сле-дующих задач:

  • овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
  • овладение приемами организации сетевого взаимодействия;
  • изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности.
  • участие в формировании сетевых педагогических сообществ.

При разработке системы методической работы по повышению ИКТ-компетентности педагогов нашего МБДОУ мы исходили из того, что сетевые инициативы, которые развивает и поддерживает программа Intel "Обучение для будущего" (Геотагинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал) являются направляющим вектором развития ИКТ-компетентности педагогов. Использование подобных инноваций это своеобразная "зона ближайшего развития" (по Л.С. Выготскому) педагога, особый диапазон трудности заданий, с которыми он сам справиться в данный момент не может, но может справиться с помощью тьютора и коллег.

В целях повышения ИКТ – компетентности педагогов нами были опре-делены такие формы работы с педагогами как собеседования, инди-видуальные консультации, обучающие семинары, практикумы, мастер – классы, предоставление возможности выступления на методических мероприятиях по вопросам внедрения ИКТ, привлечение к проведению пре-зентаций и пр. При этом формы работы с педагогами соответствовали уровню их компьютерной грамотности.

Так, первый этап подготовки педагогов с низким и средним уровнем сформированности ИКТ-компетентности был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации, то есть, — связан с формированием их базовой информационной компетентности. На втором этапе подготовки данные педагоги осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.

Педагогам с высоким уровнем ИКТ-компетентности были предложены образовательные стратегии, ориентированные на расширение диапазона их осведомленности в области информационно-компьютерных технологий, ока-зание помощи в плане внедрения их в воспитательно-образовательный про-цесс, а также определение эффективных форм самообразования в области ИКТ.

При этом педагогическое управление было ориентировано на содей-ствие и взаимодействие с данными педагогами. Тематика собеседований и консультаций определялась запросами самого педагога, его интересами и затруднениями, а семинары и практикумы, посвященные использованию ИКТ в образовательном процессе, носили практико-ориентированный характер и были направлены на отработку навыков создания, использования ИКТ в ежедневной практике педагога, а также на овладение умением отбирать, применять (адаптировать) готовые продукты для НОД мероприятий с использованием ИКТ.

В целях продвижения информационных технологий в МБДОУ нами были проведены конкурсы компьютерных презентаций «Моя группа», электронных методических материалов и презентаций для НОД, информационных буклетов для родителей, выполненных с помощью программы Publisher. Кроме того, творческой группой педагогов МБДОУ под руководством старшего воспитателя были разработаны и апробированы разные виды совместной деятельности с детьми, ориентированные на использование мультимедийных презентаций. На основе активного использования Интернет ресурсов, педагогами был подобран демонстрационный материал для обеспечения работы с детьми, а также подготовлен разнообразный информационно – просветительский материал различной тематики, ориентированный на оптимизацию работы с родителями.

Результатом нашей деятельности явилось создание в МБДОУ электронного банка данных и методической библиотеки.

Проведенное по итогам реализации разработанной системы мероприя-тий, направленных на повышение ИКТ педагогов показало положительную динамику в уровне сформированности их ИКТ-компетентности:

  • у всех педагогов сформирована положительная мотивация к использованию ИКТ;
  • повысился уровень сформированности ИКТ-компетентности. 26% педагогов достигли высокого уровня сформированности ИКТ-компетентности. Большинство же педагогов — 74% педагогов отвечают среднему уровню ее развития. При этом все педагоги умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, и т. д.), владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций, умеют разрабатывать НОД с использованием информационных технологий, владеют навыками поиска информации в Интернете и способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;
  • 54% педагогов активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
  • 26% педагогов принимают участие в работе сетевых педагогических сообществ.

Вышесказанное позволяет сделать вывод об эффективности разработанной нами системы организации консультационной методической поддержки направленной на повышение ИКТ-компетентности педагогов и возможности ее реализации не только в условиях функционирования нашего МБДОУ, но и в более широкой сети дошкольных образовательных учреждений.

Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что "в наше время все было иначе и мне не под силу освоить новое". Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей — от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в само-образовании.

Список используемой литературы

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. М., 2005.
  2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008
  3. Иванова Е.В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель. 2009. №12
  4. Колодяжная Т.П. Управление современным ДОУ: Практическое пособие. Ростов на/Д., 2002
  5. Пашкевич Т.Д. Таинства педагогического проектирования в ДОУ. Организация воспитательно-образовательного процесса на основе совместных игровых детско-взрослых проектов: Методическое пособие. Барнаул, 2009

Автор: Трушина Елена Юрьевна Место работы: МБДОУ детский сад № 76 должность: старший воспитатель место жительства: Нижегородская область, г. Нижний Новгород

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год