КОМУ ДОВЕРИТЬ МЕЧТЫ? |
Педагогика | |||
Автор: Буханцева Валентина Николаевна | |||
20.06.2015 09:59 | |||
КОМУ ДОВЕРИТЬ МЕЧТЫ? Заведующий высшей квалификационной категории Буханцева Валентина Николаевна ДОУ «Детский сад №46 «Сказка» с приоритетным осуществлением интеллектуально – творческого развития» Г. Удачный, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия) Рисунок Ани Лерке 6 лет в своем дневнике в рубрике «О чем я мечтаю» Детский дневник Зачем нужен детский дневник взрослым Наши дети, уважаемые взрослые, неизбежно вырастают, и мало кто из нас может с гордостью сказать: «Мой ребенок со мной всегда делится, я знаю все, что творится в его душе, он всегда спрашивает моего совета…» Когда дети уходят от нас в свой собственный мир, куда нам нет доступа? Как сохранить их детскую открытость, желание общаться с нами, доверять свои переживания и мечты? Эта статья не претендует на то, чтобы научить вас, как можно сохранить или развить потребность ребенка в общении с вами, самыми близкими людьми, установить доверительные отношения, но позволит в этом попрактиковаться. Рассматривая вместе рисунки в дневнике, обсуждая их, вы лучше узнаете и поймете своего ребенка: что его радует, огорчает, в чем надо ему помочь.
Зачем нужен дневник ребенку День ребенка длится долго и насыщен всевозможными событиями. Впечатления переполняют его, а рассказать о них он не умеет, или не хочет. Зато он может многое нарисовать и таким образом поделиться пережитым, в чем испытывает большую потребность. Ведение дневника способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, речи ребенка, помогает анализировать все, что происходит с ним и вокруг него, в том числе человеческие взаимоотношения. А значит, позволит лучше понимать себя и в какой — то степени управлять своим поведением и настроением. От этого в немалой степени будут зависеть его успехи в школе и уверенное ощущение себя в мире. О чем может рассказать в своем дневнике ребенок О том, чем наполнен его день. Он гуляет, много играет, постоянно изучает что-то новое, старается помочь взрослым в их делах, о чем-то мечтает. Это темы «Как я играл?», «Что я узнал нового?», «Какое у меня настроение?», «Секретики», «О чем мечтаю?», «Что я сегодня сделал сам?». Последовательность тем в дневнике может быть любой, но сначала научите ребенка наблюдать за погодой. Надо же знать, как одеться, выходя на улицу, что можно взять с собой на прогулку. Как научить вести дневник Прежде всего, выясните, как ориентируется ваш ребенок в обобщающих понятиях – что такое погода, настроение, мечта и т.д. Начните с погоды, эта тема самая простая для ребенка. Явления природы, определяющие погоду всегда рядом – идешь ли ты по улице, или смотришь в окно. Спросите, например: «А ты знаешь, что такое погода? Это дождик? А что еще? Это цветы? Рассмотрите с ребенком картинки подсказывающие, как он может изобразить разные погодные явления. Поговорите с ребенком, какая погода бывает в разное время года, какая ему больше нравится и т.д. Развивайте его речь, поощряя искать разные слова для обозначения одного и того же явления ( «Дождик маленький, а какой еще?», «Идет еле-еле, едва-едва, моросит, капает, сеет» и т.д.) Используйте словесные игры. Пусть на ваших глазах ребенок попробует свои силы, возможно придумает собственные символы, обозначающие те, или иные явления. Позвольте ему проявить самостоятельность в выборе материала: будут ли это цветные или простые карандаши, а может ручка. С развитием наблюдательности, умения сопоставлять, анализировать у детей появляется желание нарисовать изменения в погоде в течение дня. Смену погоды, эмоций можно нарисовать с помощью стрелок. Еще несколько советов Иногда «новость дня» нельзя впрямую изобразить. Придумайте вместе какой- либо знак, или ключевое слово. «Новость дня» может быть грустной или неприятной. Спросите ребенка: «Как бы ты мог помочь в этой ситуации, будучи ребенком, взрослым, «волшебником»? Предложите свои варианты. Подобные размышления не только развивают воображение, но и воспитывают нравственные качества (доброту, любовь к ближнему). И если ребенок захочет нарисовать эту «новость» в хорошем, исправленном виде, то пусть он это сделает. Работая над темой «Во что я люблю играть», учите малыша вспоминать прожитый день. Помогите ему с помощью конкретных вопросов вспомнить, во что он играл с утра дома, с какими игрушками, играл в саду до завтрака, с кем играл на прогулке и т.д. Если ребенку трудно выбрать «самую-самую» интересную игру, пусть к нему в гости придет волшебник, который очень захочет поиграть с малышом. Но поиграть волшебник может только в одну игру, потому, что у него совсем мало времени – очень уж он занят волшебными делами. Этим волшебником, конечно, нужно стать маме, или папе. Только помните важное правило – не переносите игру на другой день, поиграть необходимо именно сегодня. Как приятно слышать от ребенка «Я сделал сам!», «Я большой!» Обращайте внимание на каждый его шаг в самостоятельности: вот он научился завязывать узелок на шнурке, через неделю бантик, а еще через месяц – затягивать шнурки так, чтобы они не развязались… Старайтесь отмечать те действия, которые еще не стали навыками, а находятся в процессе становления: «Мне полотенце сегодня шепнуло, — говорит таинственно мама, — что ты сегодня вытер лицо сам и сухо-сухо…» Вполне достаточно, если ребенок вспомнит о своем дневнике, хотя бы раз в неделю. Случается ребенок не хочет рисовать — не настаивайте, спросите почему, и предложите «А давай, я нарисую что-либо про тебя» И нарисуйте с видом радости и увлечения, чтобы порадовать ребенка, вызвать его любопытство. Разрешите ему что-либо дорисовать в вашем рисунке, закрасить, рисуйте «рука в руку», или уступите главную роль ребенку, а сами закрашивайте, дорисовывайте, не забывая хвалить малыша за старание. Рисунок Оли Светлаковой 6 лет. Такое у меня сегодня настроение.
|