Система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте |
Педагогика | |||
Автор: Дьяконова Елена Сергеевна | |||
15.06.2015 09:35 | |||
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть звуки по порядку, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха. В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Само название говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В его основе лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ), наряду с чем осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез). Однако педагогические наблюдения показывают, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Эти недостатки существуют как в результатах, так и в основном процессе, и в условиях профессиональной деятельности. Анализ недостатков в результатах:
Анализ недостатков в основном процессе:
Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:
На основе проведенного анализа недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности были выявлены противоречия: согласно федеральному государственному образовательному стандарту на этапе завершения дошкольного образования одним из критериев является сформированная аналитико – синтетическая активность, ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, может выделять звуки в словах, однако существующая практика не достаточно реализует эту работу в системе. 2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа Исходя из противоречий можно сформулировать проблему, а именно: изменение в системе работы со старшими дошкольниками по развитию звуковой аналитико – синтетической активности посредством использования игровых технологий, а также усовершенствование работы педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников, организация предметно-развивающей среды, с вариативностью дидактических пособий, которые бы стимулировали игровую деятельность детей. 3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся. 4. Характеристика изменений в образовательном процессе Для решения представленной проблемы, предполагается внести следующие изменения: воспитательно — образовательная деятельность по формированию звуковой аналитико — синтетической деятельности должна строиться:
Образовательный процесс, направленный на формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности строится на основании перспективного планирования по следующему принципу: непосредственно- образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, взаимодействие с семьями воспитанников. Содержание образовательного процесса реализуется через систему игрового направления и специальные аналитико-синтетические упражнения. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. Работа по формированию звукового анализа и синтеза предполагает последовательное использование специальных упражнений: Упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия, то есть на дифференциацию фонем, имеющих сходные характеристики в произносительном и слуховом плане. Это выделение звука на фоне слога, определение наличия и места звука в слове, определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове), выделение звука в предложении, в тексте. Используются следующие упражнения: На I этапе: Упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия:
Д/И «Узнай, что звучит?», Д/И «Где звучит колокольчик?» Цель: формировать у детей тональное звукоразличение, шумовое восприятие. На II этапе: 2) Упражнения, направленные на развитие языкового анализа и синтеза. Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза:
Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза:
Д/И «Веселый поезд», Д/И «Буквы, слоги и слова», Д/И «Телеграф» Цель: формировать умение подбирать слова к заданной схеме. На III этапе: Упражнения на преодоление ошибок деления предложений на слова и текста на предложения (отграничение речевых единиц). Используются следующие упражнения:
Д/И «Подбери и назови» Мотивацией к самостоятельной деятельности по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности детей является организация развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно — пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной: иметь дидактические игры, видеоматериалы по данной проблеме; полифункциональной: иметь возможность использования и в других видах деятельности; вариативной: периодически заменять материал, доступной: с учётом возрастных, индивидуальных, психических и физиологических особенностях воспитанников и безопасной. Подобная организация пространства позволяет чередовать игровую деятельность детей в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей. Для более успешной организации работы по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности детей следует использовать: дидактические пособия: разрезная азбука, разрезные слоги и наборное полотно; 2) дидактические и настольные игры: «Веселый поезд», «Буквы, слоги и слова», «Телеграф», «Волшебные шары», «Карусель», «Бусы», «Капитан», «Дружат звуки», «Магазин», «Поймай звук». 3) буквенный или слоговой абак — планшет с подвижными лентами, на которых напечатаны буквы или слоги: передвигая ленты, можно составлять на планшете слова. 4) магнитофон или лингафонный кабинет для отработки произношения звуков, а также для воспроизведения записей выразительной речи, главным образом художественных произведений; Характеристика изменений в контроле Контроль за формированием звуковой аналитико-синтетической деятельности должен осуществляться по трём аспектам: формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности у детей, осуществление этой деятельности воспитателями (профессиональная компетентность), участие в данной деятельности родителей. По результатам контроля планируется дальнейшая деятельность ДОУ. В ДОУ мониторинг по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности проводится по планируемым результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования и по результатам мониторинга, проводимого логопедом. Задача мониторинга — определить уровень освоения ребёнком образовательной программы и влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребёнка. Мониторинг: 5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные). Согласно ФГОС требования к условиям организации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим условиям реализации Программы. Кадровые изменения В соответствии с ФГОС реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, административно-хозяйственными работниками. В ДОУ обеспечивается непрерывность профессионального развития педагогических работников:
Научно-методические изменения
Материально-технические изменения
Нормативно-правовые изменения.
Информационные изменения.
Организационные изменения
Таким образом, система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте является актуальной в нашем современной обществе. II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе Тема пособия: «Хочу все знать» Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст Цель пособия: формирование звуковой аналитико – синтетической активности детей. Задачи пособия:
|