Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста. |
Педагогика | |||
Автор: Наталья Зорина | |||
10.03.2015 04:56 | |||
Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста. Актуальность. В мировой психолого – педагогической науке имеется много работ, посвященных изучению гендерных особенностей детей, в них приводятся доказательства половых различий в здоровье, моторике, в развитии зрительной системы, речевых способностей детей и т.п. Отмечается более ранее созревание девочек. Достоверно установлено, что в дошкольном возрасте девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально – пространственных. У мальчиков выше, чем у девочек, математические способности, но при этом они более агрессивны. Девочки дошкольного возраста «социальнее», более внушаемы. Они лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики – с более сложным познавательными. На девочек больше влияет наследственность, на мальчиков – зрительное восприятие. Многие психологи и физиологи считают, что полученные ими данные о различии девочек и мальчиков обязательно должны использоваться родителями и педагогами в процессе обучения, общения с детьми. В программно – методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России гендерные особенности не учитываются. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не в особенности мальчиков и девочек. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают детей чаще всего женщины: дома — мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели.
По мнению ученых, женщины не могут правильно воспитывать мальчиков, так как у них другой тип мышления. Педагог – женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому приобщении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что, если этот мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы выносливости. В результате совсем не мужественные, а в силу индивидуальных особенностей скорее боязливые, слабы физически и очень ранимые мальчики могут подвергаться со стороны воспитателей травмирующему воздействию. Когда на занятии воспитатель обращается к детям с вопросом, то первыми поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу. Мальчики не торопятся с ответом. Речь у них развита хуже, они вынуждены тратить больше времени для того, чтобы подобрать нужные сова и высказать их. В результате в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. Проблема. В настоящее время в массовой практике детских садов отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Атрибуты для игр девочек ближе женщине – воспитателю. «Красивости» кукольной жизни радуют глаз в сравнении с техническими игрушками, конструкторами или наборами для игр, направленных на тренировку ловкости, меткости. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от предметов, с которыми любят играть мальчики. Вместе с тем в процессе формирования гендерной идентичности очень велика роль детских игрушек. Традиционно игрушки и игры помогали девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться и навыки сотрудничества. игрушки и игры мальчиков побуждали их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогали развивать навыки, которые позже лягут в основу пространственных интеллектуальных способностей, поощряли независимое, соревновательное и лидерское поведение. Через гендерное маркирование материалов происходит отчетливое и явное выделение гендерных ролей, которые должны отвечать реальным запросам общества. Цель: организация и использование предметно- развивающей среды и игровой деятельности в ДОУ с учетом гендерных особенностей воспитанников. Задачи:
-подбор игрушек для формирования гендерной идентичности детей -подбор игр для гендерной идентичности детей 3. Итоговая диагностика и анализ её результатов Предполагаемый результат Развитие и использование предметно-развивающей среды и игровой деятельности ДОУ с учетом гендерных особенностей воспитанников. Дошкольное образование, неразрывно связанное с культурой общества, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерного воспитания детей. Под гендерным воспитанием понимается целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельностью дошкольника. заключающийся в содействии накоплению социального опыта выполнения гендерных ролей. осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно- нравственных ценностей. Особое значение в ДОУ придается предметно- игровой среде. так. как основным видом деятельности ребенка является игра, и её влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в ДОУ должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды. На протяжении всего дошкольного возраста под воздействием предметно-развивающей среды идет интенсивно становление гендерной идентичности, которая состоит в усвоении ориентаций на ценности своего пола. в усвоении социальных стремлений, установок, гендерного поведения. Данные о своих возможностях, представления ребенка о самом себе накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общению со взрослыми и сверстниками и дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование “образа Я” происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения и организации деятельности в предметно-развивающей (игровой) среде. Дошкольник обращает внимание не только на различия мужчин и женщин во внешности, одежде, но и в манере поведения и образе жизни, что способствует закреплению основы представлений о мужественности и женственности. Грамотно дополненная предметно-развивающая среда позволит создать условия для выстраивания гендерных отношений в дошкольном детстве. Чтобы внести дополнения или изменения в создании игровой среды в ДОУ для формирования гендерной идентичности детей необходимо провести ряд педагогических наблюдений и выявить гендерные характеристики игровых уголков в группе старшего дошкольного возраста. Также провести анализ игровой среды способствующей в развитии гендерной идентичности детей. Наш детский сад комбинированной направленности и работает по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой и коррекционной программе «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. В программе «От рождения до школы” гендерному воспитанию уделяется очень мало внимания. Анализ уголков игровой среды показывает, что в группе преобладают игры андрогинного характера-55 %, игры с фемининными характеристиками занимают -33%, и только лишь 12% игр относится к мускулинным. Состав группы -6 мальчиков, 4 — девочки (логопедическая группа с ОНР) Таким образом, анализ игровой среды группы старшего дошкольного возраста показывает. что в группе создана достаточно разнообразная предметно-развивающая среда. способствующая развитию игровой деятельности детей, в оснащении группы имеются предметы мужского и женского труда, атрибуты гендерной культуры, но внимание детей не акцентировалось на полоролевой значимости. Но есть ещё потенциальные возможности для совершенствования с тем, чтобы разнообразить и осовременить тематику сюжетно-ролевых игр и влиять на повышение уровня игровых умений детей с учетом формирования гендерной идентичности детей. Сделанные выводы позволили мне наметить последующую работу по совершенствованию игровой среды, обогащению её материалом для формирования гендерной идентичности детей. Основываясь на данные, я пришла к выводу, что необходимо увеличить в данной игровой среде не только колличество игр ориентированных на развитие мускулинных качеств детей, но и на развитие феменинных качеств за счет уменьшения андрогинного характера. То есть необходимо пересмотреть процент игрового оборудования. ориентированной на детей обоего пола, обновить гендерное содержание методического материала, наглядного, раздаточного, демонстрационного. В работе мы используем тематическое планирование (на неделю). Поэтому при планировании включаю в свободное от НОД, сюжетно-ролевую или дидактическую на заданную тему. Для каждой темы я определяю цели и содержание. Например, цель игры “Строитель”: отображать в игре знания об окружающем жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. А содержанием этой игры будет: выбор объекта строительства. строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство, дизайн, постройки, сдача объекта. Эта игра мускулинного характера. В ней преобладают роли в основном для мальчиков. В дальнейшем я решила расширить рамки игры “Строитель” и добавить к ней фемининную часть –“Столовая”, что наиболее свяжет игру Строитель с действительностью, даст реальное представление о соответствующих профессиях в формировании гендерной идентичности. Игры на медицинскую тему в моей группе Ориентированны в основном на фемининные качества. Я решила включить в игру “Скорая помощь” игровую роль санитаров, переносящих больных (мускулинные качества). Анализ игровой среды и детальное рассмотрение выявило необходимость обновления и дополнение атрибутов в играх феменинного направления: «Дом», «Дочки-матери», «Парикмахерская». Необходимо добавить элементы для «барышень»: шляпки, зонты, пелеринки, веера, длинные платья. Такие элементы одежды помогут девочкам научиться быть женственными, красивыми, уметь следить не только за своим внешним видом одежды, но и за своей прической, обувью, быть опрятной, аккуратной, понимать, что ей к лицу, иметь зачатки хорошего вкуса, держать спинку, ходить легко и изящно, уметь вести себя за столом. В игру «Парикмахерская» можно ввести новую временную роль – «Шофер», которому предлагается съездить за новым товаром (шампунь, лак, расчески, косметические средства и т.п.). В игру «Магазин» так же можно ввести временную роль «Шофер» для подвоза необходимого товара в магазин. Здесь мальчику, выполняющему роль шофера и экспедитора, необходимо проявить смекалку, воображение в выборе предметов – заместителей. Роль шофера в этих играх позволит расширить использование маскулинных качеств детей в игровой деятельности при формировании гендерной идентичности детей. Большое внимание я решила уделить организации предметно – игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно: «Телевидение», «Исследователи», «Исследователи космоса», «Спасатели». «Телевидение» Цель: закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд – коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей. Примерные игровые действия:
Предметно – игровая среда. Оборудование:
Хотя эта игра имеет андрогинный характер, но если во время подготовки к этой игре рассказать детям, что профессия репортера может быть очень опасной. Репортаж может идти из «горячих течек», привести примеры из телевизионных программ (война в Украине, взрыв складов боеприпасов, пожары, наводнения и др. стихийные бедствия), то характер игры изменится на маскулинный. Эта профессия учит быть самостоятельным, умении. Принимать решения и действовать независимо, быть мужественными. «Исследователем» Цель: Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условия труда. Учить моделировать игровой диалог. Примерные игровые действия:
Предметно – игровая среда. Оборудование:
Эта игра на первый взгляд то же имеет андрогинный характер. Но рассказ воспитателя о трудностях исследователей может перевести игру в другой тип – маскулинный. Исследователи подвергаются опасности при исследовании вулканов, различных растений, животных и насекомых, водных глубин и др. В такой игре у мальчиков воспитывается право на поступок, пусть даже рискованный, азартный. Без этого ему не стать самостоятельным, мужественным, е воспитать в себе волю. “Исследователи космоса” Цель: Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог. использовать различные конструкторы. строительные материалы, предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей. Примерные игровые действия: -выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с другой планеты.) -создание лаборатории -работа в обсерватории -проведение опытной работы -подведение итогов работы Предметно-игровая среда. Оборудование: -карта космического неба -карта созвездий -бинокли, рации -журнал наблюдений В дальнейшем я планирую для обогащения предметно- игровой среды приобрести подзорную трубу, сделать своими руками и с помощью родителей –космический шлем. Эта игра поможет мальчикам стать умнее. сильнее, больше знать и уметь, что бы сделать невозможное сегодня возможным завтра. “Спасатели” Эта игра заинтересовала меня тем, что в неё можно включить ряд игр с использованием мускулиных качеств детей: “Разведчики”, ”Срочный вызов на пожар”, ”Cкорая помощь”. “Строители”, ”Мастерская “, “Стихийное бедствие” В этих игах дети получают не только планомерное обогащение опыта, но и развивают внимательность, наблюдательность, коммуникативность, организаторские способности. Учат мужественности, самостоятельности в принятии решений и выполнению этих решений, быть сильными и ловкими. Учат помогать слабым. Конечно, мой план создания и использования игровой среды в ДОУ для формирования гендерной идентичности детей рассчитан не на короткий срок, а на срок выполнения в течение года, то есть к новому учебному году. Первоначально необходимо провести с родителями консультационную работу -О мужественности и женственности - Роль родителей в половом воспитании -Как воспитывать мальчика -Как воспитывать девочку Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс будет способствовать повышению результативности деятельности педагогов. Есть в дальнейших планах организовать встречу с родителями разных профессий. Совместно с родителями дети должны принять участие в изготовлении дома атрибутов к сюжетно-ролевым играм: ”Салон красоты, Супермаркет, Скорая помощь, Ателье, Школа, Космонавты, Пожарные”. Вместе с родителями провести спортивные праздники, ” Дня матери”, оформить фотоальбом “Отцовство, Материнство, О наших мальчиках, О наших девочках, Семейные праздники, Настроение. ” Принять участие в осуществлении проекта “Я и моя семья”. Затем по мере осознания родителями необходимости разного подхода в воспитании девочек и мальчиков привлечь их созданию игровой среды (изготовление атрибутов для игр) для формирования гендерной идентичности детей. С целью формирования гендерной идентичности детей можно использовать гендарно-ориентированные игры и игровые упражнения, в содержании которых учтены возрастные особенности старших дошкольников, специфика становления детского самосознание и личности. В ходе таких тренингов на базе имеющихся познавательных и личностных потребностей ребенка формируются содержательные представления о психологических особенностях его половой принадлежности, о ее значении для самого ребенка и общества; о психосексуальных стандартах полоролевого поведения; частично о вопросах психосексуальной этики и морали. Заключение Для реализации поставленной цели –создание и использование предметно-развивающей среды и игровой деятельности в группе с учетом гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста, направленной на формирование гендерной идентичности детей, я предполагаю необходимость выполнения поставленных задач. Проведение стартовой диагностики игровой среды выявило несоответствие наличия и использования игрового материала для формирования гендерного идентичности детей. Преобладание игр А – характера над играми М и Ф- характера, говорит о том, что необходимо проведение ряда мероприятий реорганизационного характера на изменение предметно – развивающей среды в сторону увеличения игр М и Ф – характера, что, в свою очередь, обеспечит формирование гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста. При организации предметно – развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста необходимо, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, оборудование должно быть размещено так, чтобы дети могли объединяться подгруппами по общности интересов. Так же необходимо учитывать проявление интереса у детей к проблема, выходящим за рамки их личного опыта. Необходимо изготовить и пробрести игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-развивающая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, театральных, режиссерских, строительно-конструктивных. Такая предметно развивающая среда, на мой взгляд, способствовала формированию гендерной идентичности и будила бы у детей познавательную активность самостоятельность, ответственность и инициативу. После проведения мероприятий по созданию предметно-игровой среды и проведения анализа итоговой диагностики я считаю, что игровая среда будет способствовать формированию гендерной идентичности детей.
|