Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет. |
Педагогика | |||
Автор: Елена Онищенко | |||
26.02.2015 22:56 | |||
Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет. Пояснительная записка Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической. Образовательная программа дополнительного образования младших дошкольников «Совенок» разработана на основе методических рекомендаций, пособий, развивающих и интеллектуальных игр следующих авторов: Л.Г. Петерсон, Е.е Кочемасова.А.В.Белошистая,З. А. Михайлова, И. Н Чеплашкина.Т. Г. Харько, В. П. При составлении программы учитывались интересы детей данного возраста. Основные положения программы ФГОС ДОО, социальный запрос, пожелания родителей воспитанников. Форма реализации программы — «кружок» детское объединение на базе ДОУ Программа носит вариативный характер. Процесс обучения ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации воспитанника в системе дополнительного образования, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу воспитанников. Данная программа может быть успешно реализована при наличии необходимой материально- технической базы, заинтересованного отношения к данной образовательной деятельности как самого педагога, так и воспитанников. Актуальность программы состоит в том, что дошкольное образование воспитанников является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет воспитанникам удовольствие получать результат тех или иных математических действий, возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно. Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения ребят к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки ребят развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким- либо видам мыслительной деятельности. У воспитанников развиваются личностные качества: терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие. Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения, многократность отработки навыков и умений (в разных формах) и повтор действий повышают качество усвоения образовательной программы. Воспитанники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога — в доступной форме дать начальные знания основ математической науки, раскрыть интеллектуальные возможности воспитанника. Виды деятельности, предлагаемые в программе, подобраны с учетом психологических особенностей дошкольника, уровня их умений и навыков, а содержание отображает познавательный интерес младшего дошкольника. Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса с самому виду деятельности, по изучении каждой темы проводится итоговая игра-путешествие. Все занятия проходят в игровой форме, что помогает воспитаннику адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры — вид деятельности. Занимаясь играя, дети получают новые знания, которые расширяют, углубляют и закрепляют. Таким образом, воспитанники включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность. Отличительной особенностью данной образовательной программы является вариативность внедрения в систему образования:
и обучает началам моделирования Целью педагогического содействия логико – математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико – математических представлений свойства, отношения, связи, зависимости, начало основ геометрии, способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация), Основные задачи:
Компетентность педагога в логико – математическом развитии дошкольника включает:
Программа построена на основе следующих принципов дошкольного образования, определенных ФГОС дошкольного образования:
Условия реализации программы «Совенок» Данная программа рассчитана на один учебный год. Период реализации программы: октябрь — июнь (каникулярный период – период государственных новогодних каникул) Программа «Совенок» предназначена:
(младшего дошкольного возраста, от 3-4 лет)
-1 занятие в неделю/2 половина дня (вторник/четверг – чередуются) (работа парами, тройками, звеньями, индивидуально с каждым). -4 занятия в месяц -32 занятия в год
Форма детской деятельности:
Арсенал методических средств Методами успешной реализации программы являются:
Методическое условие реализации программы предполагает наличие методик:
Дидактическое:
Рабочие тетради для индивидуальной работы с воспитанниками:
Рабочие тетради для выполнения заданий дама (с родителями):
Материально – техническое: Магнитная доска, тетради, карандаши, СD-R, ПК. Приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, схем, карточек. Материалы.
«Учим цвета», «Ягоды. Фрукты. Овощи. Грибы» Особенности методики обучения. Занятия кружковой работы носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных ранее знаний. Во время занятий широко применяются разнообразные игровые методы, направленные на развитие логического мышления, повторение, уточнение и расширение математических знаний, умений и навыков у детей. Структура занятия Разминка Основное содержание – изучение нового материала Физминутка Закрепление, повторение материала Развивающие игры на развитие логического мышления. Разминка в виде загадки, стиха, задачи – шутки, считалки, знакомства со сказочным персонажем …позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, настроить детей на продуктивную деятельность. Основное содержание представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия. Физминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. Закрепление нового материала даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием и поставить цель к следующему занятию. Развивающая игра, работа в тетради по теме, работа с палочками, полосками, геометрическим материалом, кубиками «Сложи узор», палочками Кюизенера…, в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения. Мониторинг личностных проявлений младшего дошкольника в логико – математической деятельности.
В процессе реализации программы проводится тестирование детей, опрос родителей, анкетирование родителей. Составляется индивидуальная карта развития воспитанника. Отслеживается результат каждого воспитанника с помощью ролевых игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр. Целевые ориентиры:
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Совенок» проводится в виде открытых занятий для родителей, тестовых занятий. анкетирования родителей, ролевых игр и заключительного праздника Календарно – тематическое планирование. № занятия Раздел, тема занятия Кол - во зан. 1 Знакомство с понятиями «один», «много» 1 2-5 Сравнение совокупностей по количеству на основе составления пар. Сохранение количества. 4 6-7 Представления о числе 1. Образование числа 2. Знакомство с цифрами 1 и 2. 2 8 Пространственные отношения: длиннее, короче… 1 9-10 Представления о круге и шаре, их распознавание… 2 11 Пространственные отношения: шире, уже… 1 12-13 Образование числа 3. Счет до 3-х. Знакомство с цифрой 3. Представление о треугольниках, их распознавании 2 14 Пространственные отношения: на, над, под… 1 15 Пространственные отношения: вше, ниже… 1 16 Пространственные отношения: раньше, позже… 1 17 Образование числа 4,счет до 4-х. Знакомство с цифрой 4 1 18 — 19 Представления о квадрате и кубе, их распознавание 2 20 Пространственные отношения: вверху, внизу… 1 21 Пространственные отношения: слева, справа, посередине… 1 22 Образование числа 5, счет до 5, знакомство с цифрой 5 1 23 Пространственные отношения: внутри, снаружи 1 24 Пространственные отношения: впереди, сзади 1 25 Представление о паре предметов 1 26-27 Представления об овале и прямоугольнике, их распознавание 2 28-29 Порядковый счет (в пределах 5) 2 30 — 32 Упражнения по выбору ребят 3 ИТОГО: 32 часа Планируемые результаты. Основным результатом должно стать формирование у воспитанников первоначального интереса к познанию, развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При зтом у воспитанников формируются основные умения: - Считать до 5 (прямой и обратный счет). - Уметь различать геометрические фигуры и использовать их в играх (плоскостные и объемные фигуры). - Обнаруживать логические связи и отражать их в речи. - Уметь классифицировать, объединять предметы по определенным (двум и более) признакам. - Проявлять интерес в заданиях на развитие логического мышления … и формируются следующие умения: Уровень А (планируемый минимум образования)
Уровень Б (желаемый уровень)
|