Методическое пособие Использование информационно – коммуникативных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Развивалочка» |
Педагогика | |||
Автор: Романова Галина Сергеевна | |||
24.05.2015 19:06 | |||
Методическое пособие Использование информационно – коммуникативных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Развивалочка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 393» Ново-Савиновского района г.Казани Автор воспитатель высшей квалификационной категории Г.С. Романова г. Казань Введение: Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации.
Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации; описывает характер взаимодействия между объектами. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического развития. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Интерактивные средства обучения, такие как интерактивная доска станет отличной помощницей в диагностике развития детей:
Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. Наличие и умение использовать интерактивную доску существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога, который получает статус современного воспитателя, идущего в ногу с развитием информационных технологий. Это средство обучения может быть применимо для обучения детей разных возрастов. Грамотное применение возможностей ИД позволяет педагогу:
Исходя из этого, можно сделать вывод, что приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. Использование интерактивной доски не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности. Данное методическое пособие разработано в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года). Методическое пособие реализуется с детьми дошкольного возраста в образовательной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка. В пособие выделены следующие направления использования интерактивной доски, которые доступны для работы с детьми дошкольного возраста:
При подготовке к занятиям с использованием учитывались санитарно — эпидемиологические правила, по которым общая продолжительность занятий должна составлять 25 – 30 минут с детьми старшего дошкольного возраста. Данное методическое пособие является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с интерактивной доской, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников. Отличительная особенность данного методического пособия «Развивалочка» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования. В методическом пособии используются современные компьютерные развивающие игры и пособия:
2006 г.),
Цели и задачи Цель: оптимизация образовательного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к занятиям в современных условиях. развитие логического мышления, внимания, памяти и познавательной активности Задачи:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ
Методы и приемы:
Ожидаемые результаты В результате проведения занятий дети будут уметь:
Диагностика детей проводится 3 раза в год. Уровень детей предполагается быть выше в следующих разделах:
Основные образовательные области программы:
Литература
Приложение 1 Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте на тему «В гости к доктору Айболиту» Программное содержание:
Методические приемы: Объяснения, показ, художественное слово Материал к занятию: презентация, карандаши, листочки с заданиями Предварительная работа: чтение произведения, беседа. Ход занятия: Дети заходят в группу, встают вкруг. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Давайте поделимся с ними хорошим настроением. Улыбнемся и подарим им наши улыбки. А сейчас возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Очень хорошо. Настроение у нас стало радостное. Садитесь за столы. Сегодня мы покажем, как мы умеем правильно и красиво говорить. А для этого нам нужно выполнить гимнастику для нашего язычка. Светит солнышко с утра - Блинчики с маком На лошадке по дороге В горку медленно идет: Тетушка племянничка Воспитатель: Очень хорошо, язычок у нас готов работать, теперь сделаем гимнастику для пальчиков. Гимнастика называется «Встреча друзей». (Проводится гимнастика). Воспитатель: Ребята, к нам пришло видеописьмо от доктора Айболита. Давайте прочитаем и посмотрим о чем же он нам, хочет рассказать. Задание 1 1 - Ребята, кто пришел к доктору лечиться? - Ш-Ш-Ш - Чья это песенка? Кто так шипит? Дети: Змея или Уж - Скажи Алина, кто еще поет эту песенку? Дети: Ветерок Воспитатель: Давайте все вместе споем эту песенку. 2 А кто еще пришел в гости к доктору Айболиту? -Ж-Ж-Ж - Это кто жужжит Дети: Жук Воспитатель: Молодцы, ребята! Воспитатель: З-З-З -Чья это песенка? Дети: Это песенка комара. Пропевают песенку большого и маленького комара. Воспитатель: Р-Р-Р Ой, а это кто рычит? Что за зверь пришел к доктору? Дети: Это тигр Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте все вместе порычим как тигр. Хорошо, молодцы. Задание 2. Воспитатель: Ребята, давайте поможем доктору Айболиту собрать вещи В чемодан нужно положить предметы в названии которых есть звук «Ш» (Дети показывают на доске предметы). Задание 3 Воспитатель: Но впереди река, поможем доктору и его друзьям построить мост. Нужно брать дощечки, на которых предметы начинаются с гласного звука. Хорошо, ребята, молодцы, справились с заданием. Задание 4 А теперь нам нужно определить, чем лечил Айболит животных. Слова должны начинаться с одинаковых звуков. - Молодцы, справились с заданием, вот мы с вами и узнали, кого вылечил доктор Айболит. Слава, слава Айболиту, слава добрым докторам. Физкультминутка. А сейчас мы поиграем в игру со словами. (Дети встают в круг) Воспитатель: Сейчас я вам буду называть слово, а вы будете определять длинное он или короткое, будьте внимательны. (Мяч, шар, молоко, корова, дом, машина, комар, жук, пароход) Задание 5 Воспитатель: Молодцы, а теперь садитесь, мы продолжим и поиграем в игру «Назови одним словом» Хорошо, вы правильно отвечали «Что лишнее» (Овощи, цветы, мебель, птицы) Молодцы. Задание 6 Воспитатель: А теперь следующее задание. У вас на столах лежат листы с заданием. Вам необходимо найти 2 предмета с одним звуком и соединить их карандашом. Дети выполняют Воспитатель: Ребята, проверьте свои задания. Если все выполнено правильно и нет ошибок, раскрасьте шарик красным цветом. Дети выполняют Воспитатель: Ребята у нас с вами сегодня было интересное путешествие в сказку Доктора Айболита и его друзей. Вспомните, кто приходил к нему лечиться, кого он вылечил в Африке. Что еще мы сегодня с вами делали? Ответы детей. Молодцы! Наше интересное путешествие закончено. Приложение 2 Конспект занятия в подготовительной к школе группе по рисованию на тему «Золотая рыбка» Нетрадиционная техника: мыло, стекло, вода, акварель Программное содержание: научить детей рисовать рыбку, используя мыло, стекло, акварельные краски, воду. Развивать чувство композиции и цвета. Воспитывать любовь к рыбкам, желание ухаживать за ними. Материал к занятию: тонированная бумага, стеклянное полотно, акварельные краски, мыло, тазики с водой, салфетки. Ход занятия. В океане жили рыбки. Они были похожи друг на друга, все бесцветные, но у них был красивый голос. Рыбки собирались на дне моря и пели песни. (Запись). Их голоса разливались далеко — далеко по всему морскому царству. Одна маленькая рыбка любила подплывать к берегу, она любовалась красотой земного царства, его яркими красками: зеленой травой, красивыми цветами, яркому солнцу. Ей очень хотелось стать такой же яркой и необычной, как земные существа. Маленькая рыбка поделилась своей мечтой с подругами..... Одна рыбка сказала, что в глубине моря в пещере живет морская колдунья, которая может выполнить её желание. Рыбка очень боялась колдунью, но желание быть красивой было сильнее и она поплыла к пещере. Старая колдунья выслушал нашу рыбку и сказала: - Я могу исполнить твоё заветное желание, ты будешь самой красивой, но взамен я заберу твой чудный голос, ты не сможешь больше ни петь, ни говорить, подумай об этом. Маленькой рыбке так хотелось стать красивой, что она сразу согласилась.... Из пещеры колдуньи маленькая рыбка выплыла уже совсем другой. Её золотой наряд искрился, чешуйки переливaлись, а длинный золотой хвост качался на волнах. Она была прекрасна. Другие рыбы тоже захотели стать красивыми, колдун дал им наряд, а взамен забрал голос. Колдунья поместила голоса рыб своей пещере, вечерами она слушала чудесное пенье и смеялась над глупыми рыбами. Ха-ха, эти глупышки променяли свои голоса на наряд. Вот почему рыбы не умеют говорить, а только открывают рот и пускают пузыри. Люди увидели рыбок, им захотелось, чтобы они жили у них дома, для этого их поместили в аквариум, а чтобы они не скучали, создали им условия приближенные к их привычному обитанию. Мы с вами попробуем нарисовать красивых рыбок, но сначала подготовим аквариум. Нарисуем грунт, а чтобы было красиво, набросаем несколько цветных маленьких камушков, они нам нужны для того, чтобы не всплывали водоросли. Рыбам нужны водоросли, на них они отдыхают ночью. Водоросли бывают разного вида. (На доске дети рассматривают водоросли) С помощью интерактивной доски воспитатель напоминает детям элементы и последовательность рисования рыбки. Дети рисуют рыбку на стекле, затем обмакивают бумагу в тазике с водой и делают оттиск рыбки. Воспитатель: Вот аквариум готов, теперь можно запускать рыбок. Вот какие красивые, озорные рыбки у нас получились. Заключение: Анализ рисунков: дети выбирают самых ярких, подвижных рыбок, рассказывают, как они нарисовали свой рисунок, что использовали для этого. Приложение 3 Конспект занятия в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений на тему «Старая сказка на новый лад» Программное содержание:
Ход занятия: Воспитатель: Жил был мужик. У этого мужика был кот, да такой лентяй, не любил в школу ходить. Вот мужик его и выгнал из дома. Идет кот по лесу, а на встречу ему лиса. Увидела кота и удивилась: «Сколько лет живу в лесу, такого зверя не видала!» Лиса: — Скажи добрый молодец, кто ты такой? Кот: — Зовут меня Котофей Иванович, я прибыл к вам из сибирских лесов с проверкой. Пригласила лиса Котофея Ивановича к себе в гости, стала кормить, да расспрашивать. На другой день отправилась лиса добывать припасов, а кот остался дома. Бегала, бегала лиса и поймала петуха. Несет домой, а на встречу ей волк: Волк: Стой лиса! Отдай петуха! Лиса: Нет, не отдам. Волк: Ну, я сам отниму. Лиса: А я скажу Котофею Ивановичу, он тебе покажет Волк: А кто такой котофей Иванович? Лиса: Разве ты не слыхал к нам из Сибирских лесов, прибыл с проверкой. Волк: А как бы мне на него посмотреть? Лиса: У! Котофей Иванович у меня такой сердитый. Кто ему не понравится, сейчас съест! Вот тебе конверт, там задание, выполнишь приходи взглянуть. Конверт 1.
Воспитатель: На другой день лиса снова за припасами в лес пошла, а на- встречу ей медведь. Медведь: Куда лиса идешь? Лиса: Ступай-ка ты, медведь, подобру-поздорову, а то скажу Котофею Ивановичу, он тебя съест. Медведь: А кто такой Котофей Иванович? Лиса: А, который пришел к нам из Сибирских лесов с проверкой. Медведь: Боюсь проверок Лиса: А вот решишь задания тогда, и замолвлю за тебя словечко. Вот тебе конверт с заданием, если сам не справишься, ребят в детском саду попроси помочь тебе, они умные, все знают. А конверт с ответами на задания положи на самое видное место, а сам спрячься, чтобы тебя Котофей Иванович не увидел, а то тебе туго придется! Воспитатель: Медведь пошел в детский сад помощи у ребят просить, а лиса — домой. Конверт 2.
Физкультминутка Воспитатель: На третий день пошла лиса за припасами, а навстречу ей заяц Лиса: Вот зайка я тебя поймаю. Заяц: Не трогай меня лиса, я тороплюсь. Лиса: Да я не для себя стараюсь, а для Котофея Ивановича. Заяц: А кто такой Котофей Иванович. Лиса: Ты разве не знаешь, он прибыл из Сибирских лесов с проверкой. Заяц: Лисонька ты бы меня с ним познакомила, я бы с ним договорился. Лиса: Вот выполнишь задание, я тебя с ним и познакомлю. Заяц: Побегу к ребятам в детский сад, у них сейчас занятия, они мне помогут. Конверт 3 Найди закономерность (закрасить шары, выложи забор) Заштрихуй геометрические фигуры Поиграй с кругом Закрась фигуры на доске Волк, медведь и заяц конверты положили, на самое видное место, а сами спрятались. Идет Котофей Иванович с лисой. Увидел, под кустом конверты лежат, да как прыгнет. А в кустах сидели все звери, а чтобы их не видно было листвой, да ветками укрылись, медведю надоело сидеть, он зашевелился, листва зашуршала. А кот как прыгнет, думал, что это мышь, медведь вскочил и давай убегать, а за ним и все остальные, бегут земли не чувствуют. Лиса: — Бегите, бегите, как бы он вас не задрал!... Воспитатель: Стой поры, все звери стали кота бояться. А кот с лисой всю зиму математикой занимались, задания решали, да ответы у ребят проверили. Подведение итогов.
|