Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Превентивная социально-педагогическая работа с семьей в условиях трудной жизненной ситуации
Педагогика
Автор: Щеголихина Ольга Яковлевна   
22.02.2015 18:20
Превентивная социально-педагогическая работа с семьей в условиях трудной жизненной ситуации

Изменение социально-экономических условий жизни, общественной и индивидуальной психологии приводит к появлению проблем у семьи, требующих разрешения. Встает вопрос об оказании в реальном времени эффективно действующей помощи семье. Речь идет об исключительно важных вещах: нейтрализации острых конфликтов, устранении порождающих их источников, профилактике неблагоприятных ситуаций, воссоздании эмоционального благополучия в жизни семьи. Такая форма оказания помощи в семейном воспитании должна учитываться в каждом конкретном случае в зависимости от специфики ситуации.

Деятельность социального педагога предусматривает применение различных методов работы с семьей, одним из которых является консультирование.

Консультирование как метод работы состоит в следующем: установление контакта и взаимоотношений; психосоциальная диагностика проблем и ситуаций; создание плана деятельности и стратегии достижения установленной цели; окончание процесса оказания социальной, психологической, педагогической помощи и контроль эффективности; системный анализ ситуации.

Данная совокупность приемов позволяет социальному педагогу комплексно подходить к решению проблем, возникающих в семье. Но следует отметить, что применение социальным педагогом данного метода в работе с семьей требует квалифицированной психологической подготовки, владения методикой.

В настоящее время используются следующие формы семейного консультирования: индивидуальное консультирование одного из супругов; параллельное индивидуальное консультирование обоих супругов одним консультантом; параллельное индивидуальное консультирование обоих супругов разными, но взаимодействующими консультантами; совместное консультирование обоих супругов либо членов семьи одним консультантом.

Приведем схему психологического консультирования супружеской измены, предложенную А.Н. Волковой:

  1. Формирование картины измены (выделение и составление психологической характеристики соперника; определение «нормативности» реакций ревности; определение уровня активности поведения ревнующего и преобладающих реакций ревности, их трансформация в более конструктивные формы; определение интенсивности реакций, их влияния на жизнедеятельность и исход измены).
  2. Исследование личностных особенностей участников супружеской измены, в первую очередь ее «жертвы».
  3. Выбор методов психологического воздействия с целью оптимизации работы клиента над проблемой преодоления ревности и восстановления супружеских отношений.

В случае развода основными задачами консультирования являются: консультирование по проблеме установления опекунства; консультирование по проблеме подготовки детей к распаду семьи и сепарации одного из родителей; сопровождение эмоционального развода, создание сети социальной поддержки разведенных супругов; работа с ребенком с целью предупреждения эмоционально- личностных нарушений развития и поведенческой дезадаптации; оптимизация отношений разведенных супругов для обеспечения условий эффективного выполнения ими родительской функции воспитания детей.

Содержание индивидуального консультирования определяется проблемой клиента и проходит в форме беседы.

- беседа, проводимая специалистом, преследует несколько целей: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, выявление причин трудностей у него, условно-вариативного прогноза; совместная разработка системы конкретных мер; планирование последующих встреч (по мере необходимости).

В процессе беседы важно проявить понимание, уважение. Эффективность беседы, оценивается по тому, могут ли родители более или менее уверенно действовать на основе тех рекомендаций, которые они получили от консультанта.

Как и всякая психотерапевтическая беседа, она имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В своей работе он использует индивидуальные методики работы с семьей, одной из которых является – диагностика семьи. Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.

Социально-педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение и т.д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).

Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.

Поскольку семья – это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.

Брачная подсистема (муж — жена). Социальному педагогу важно видеть особенности взаимоотношений между мужем и женой в семье, способность супругов оценивать и поддерживать друг друга.

С одной стороны, данная подсистема во многом определяет микроклимат семьи; с другой – это фактор, который в дальнейшем будет играть существенную роль в выстраивании ребенком собственных полоролевых взаимоотношений.

Непременным условием результативной диагностики является установление дружеских и/или партнерских отношений социального педагога с супругами (опора на точку зрения одного из них может послужить источником предвзятой, искаженной информации). Действенным средством выступает наблюдение. Возможно обращение за консультацией к практическому психологу.

Родительская подсистема (мать — отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения.

Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и многие другие факторы в итоге определяют десоциализирующее влияние семьи на ребенка.

Подсистема «братья — сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях исполнения социальной роли каждым ребенком, установившимся в семье разделении обязанностей между братьями и сестрами.

Отношения между детьми в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь крыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина», моральное и психологическое насилие и многое другое).

Подсистема «родители — дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой этих отношений.

Необходимо сочетать методы прямого действия (преимущественно психологические методики) и косвенного (например, метод экспертных оценок, игровые методики моделирования отношений и т.д.).

Основное назначение диагностики мониторинга (как системной формы) – составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.д.

- в своей работе социальный педагог использует психотерапевтическое воздействие. В настоящее время существует множество направлений и методических приемов (техник и технологий) психотерапии. Социальный педагог в своей практической деятельности использует различные формы внушения, арттерапия (лечение творчеством), библиотерапию, музыкотерапию, танецтерапию, куклотерапию, игровую терапию, психодраму.

- в практике социальной помощи создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во время кризиса.

В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляют психологическое и педагогическое просвещение всех ее членов.

Еще одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципальные, общественные и частные средства. Распространенная форма работы с родителями в центрах семейного досуга – семейные лектории, где родители пополняют свои знания о воспитании детей. Группы для занятий могут быть постоянные или разовые, в зависимости от тематики, которая зависит от контингента слушателей.

Из этого вытекает, что формы работы социального педагога с семьей разнообразны. Кроме этого педагог предпринимает необходимые меры в случаях жестокого обращения с детьми в семьях, работают с семьями группы «социального риска», приходят им на помощь в кризисных ситуациях (распад семьи, развод, создание новой семьи и т.д.). На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально-педагогической поддержки и помощи.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что деятельность социального педагога имеет огромное значение в решении различных проблем и кризисов института семьи и брака. Педагогические воздействия должны учитывать одновременно результаты всех апробаций методов исследования (консультирования, мониторинга, и т.д.), а также сведения социального паспорта семьи, различных анкет и особенно данные из различных социальных служб и учреждений.

Результаты изучения проблемы позволяют сделать следующие методические рекомендации, которые отражены в приложении 2.

Из вышеизложенного следует, что работа социального педагога, с одной стороны, носит превентивный характер, т.е. предусматривает осуществление профилактических мер, а с другой – интегративный, т.е. обеспечивающий взаимодействие и координацию усилий в различных сферах деятельности по социальной защите.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год