Превентивная социально-педагогическая работа с семьей в условиях трудной жизненной ситуации |
Педагогика | |||
Автор: Щеголихина Ольга Яковлевна | |||
22.02.2015 18:20 | |||
Превентивная социально-педагогическая работа с семьей в условиях трудной жизненной ситуации Изменение социально-экономических условий жизни, общественной и индивидуальной психологии приводит к появлению проблем у семьи, требующих разрешения. Встает вопрос об оказании в реальном времени эффективно действующей помощи семье. Речь идет об исключительно важных вещах: нейтрализации острых конфликтов, устранении порождающих их источников, профилактике неблагоприятных ситуаций, воссоздании эмоционального благополучия в жизни семьи. Такая форма оказания помощи в семейном воспитании должна учитываться в каждом конкретном случае в зависимости от специфики ситуации. Деятельность социального педагога предусматривает применение различных методов работы с семьей, одним из которых является консультирование. Консультирование как метод работы состоит в следующем: установление контакта и взаимоотношений; психосоциальная диагностика проблем и ситуаций; создание плана деятельности и стратегии достижения установленной цели; окончание процесса оказания социальной, психологической, педагогической помощи и контроль эффективности; системный анализ ситуации. Данная совокупность приемов позволяет социальному педагогу комплексно подходить к решению проблем, возникающих в семье. Но следует отметить, что применение социальным педагогом данного метода в работе с семьей требует квалифицированной психологической подготовки, владения методикой. В настоящее время используются следующие формы семейного консультирования: индивидуальное консультирование одного из супругов; параллельное индивидуальное консультирование обоих супругов одним консультантом; параллельное индивидуальное консультирование обоих супругов разными, но взаимодействующими консультантами; совместное консультирование обоих супругов либо членов семьи одним консультантом. Приведем схему психологического консультирования супружеской измены, предложенную А.Н. Волковой:
В случае развода основными задачами консультирования являются: консультирование по проблеме установления опекунства; консультирование по проблеме подготовки детей к распаду семьи и сепарации одного из родителей; сопровождение эмоционального развода, создание сети социальной поддержки разведенных супругов; работа с ребенком с целью предупреждения эмоционально- личностных нарушений развития и поведенческой дезадаптации; оптимизация отношений разведенных супругов для обеспечения условий эффективного выполнения ими родительской функции воспитания детей. Содержание индивидуального консультирования определяется проблемой клиента и проходит в форме беседы. - беседа, проводимая специалистом, преследует несколько целей: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, выявление причин трудностей у него, условно-вариативного прогноза; совместная разработка системы конкретных мер; планирование последующих встреч (по мере необходимости). В процессе беседы важно проявить понимание, уважение. Эффективность беседы, оценивается по тому, могут ли родители более или менее уверенно действовать на основе тех рекомендаций, которые они получили от консультанта. Как и всякая психотерапевтическая беседа, она имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В своей работе он использует индивидуальные методики работы с семьей, одной из которых является – диагностика семьи. Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи. Социально-педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение и т.д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них. Поскольку семья – это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами. Брачная подсистема (муж — жена). Социальному педагогу важно видеть особенности взаимоотношений между мужем и женой в семье, способность супругов оценивать и поддерживать друг друга. С одной стороны, данная подсистема во многом определяет микроклимат семьи; с другой – это фактор, который в дальнейшем будет играть существенную роль в выстраивании ребенком собственных полоролевых взаимоотношений. Непременным условием результативной диагностики является установление дружеских и/или партнерских отношений социального педагога с супругами (опора на точку зрения одного из них может послужить источником предвзятой, искаженной информации). Действенным средством выступает наблюдение. Возможно обращение за консультацией к практическому психологу. Родительская подсистема (мать — отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения. Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и многие другие факторы в итоге определяют десоциализирующее влияние семьи на ребенка. Подсистема «братья — сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях исполнения социальной роли каждым ребенком, установившимся в семье разделении обязанностей между братьями и сестрами. Отношения между детьми в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь крыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина», моральное и психологическое насилие и многое другое). Подсистема «родители — дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой этих отношений. Необходимо сочетать методы прямого действия (преимущественно психологические методики) и косвенного (например, метод экспертных оценок, игровые методики моделирования отношений и т.д.). Основное назначение диагностики мониторинга (как системной формы) – составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.д. - в своей работе социальный педагог использует психотерапевтическое воздействие. В настоящее время существует множество направлений и методических приемов (техник и технологий) психотерапии. Социальный педагог в своей практической деятельности использует различные формы внушения, арттерапия (лечение творчеством), библиотерапию, музыкотерапию, танецтерапию, куклотерапию, игровую терапию, психодраму. - в практике социальной помощи создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во время кризиса. В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляют психологическое и педагогическое просвещение всех ее членов. Еще одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципальные, общественные и частные средства. Распространенная форма работы с родителями в центрах семейного досуга – семейные лектории, где родители пополняют свои знания о воспитании детей. Группы для занятий могут быть постоянные или разовые, в зависимости от тематики, которая зависит от контингента слушателей. Из этого вытекает, что формы работы социального педагога с семьей разнообразны. Кроме этого педагог предпринимает необходимые меры в случаях жестокого обращения с детьми в семьях, работают с семьями группы «социального риска», приходят им на помощь в кризисных ситуациях (распад семьи, развод, создание новой семьи и т.д.). На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально-педагогической поддержки и помощи. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что деятельность социального педагога имеет огромное значение в решении различных проблем и кризисов института семьи и брака. Педагогические воздействия должны учитывать одновременно результаты всех апробаций методов исследования (консультирования, мониторинга, и т.д.), а также сведения социального паспорта семьи, различных анкет и особенно данные из различных социальных служб и учреждений. Результаты изучения проблемы позволяют сделать следующие методические рекомендации, которые отражены в приложении 2. Из вышеизложенного следует, что работа социального педагога, с одной стороны, носит превентивный характер, т.е. предусматривает осуществление профилактических мер, а с другой – интегративный, т.е. обеспечивающий взаимодействие и координацию усилий в различных сферах деятельности по социальной защите.
|