Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация информационной образовательной среды в ДОУ в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
Педагогика
Автор: Елена Ивановна Горелова   
22.02.2015 21:13

Организация информационной образовательной среды в ДОУ в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

МБДОУ «Детский сад «Березка» Омская область р.п. Шербакуль

Воспитатель Е.И. Горелова

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, признал дошкольное образование уровнем общего образования. Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

Скачать конспект

  1. предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
  2. характер взаимодействия со взрослыми;
  3. характер взаимодействия с другими детьми;
  4. система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

В настоящее время изменилась среда развития ребенка: появилось множество новых каналов получения информации. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-развивающую среду. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний, информации и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культуре взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.

- ПРС должна быть:

  • содержательно насыщенной, соответствовать возрастным возможностям детей (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.)
  • трансформируемой (изменение предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
  • полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д);
  • вариативной наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

  • доступной;
  • безопасной.

Я организовываю детскую деятельность, в том числе самостоятельную в предметно-пространственной развивающей среде так, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, получать нужную информацию, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно, самодеятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск информации, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей информационно развивающее пространство. Я стараюсь продумывать, какая обстановка нужна, чтобы развивать и воспитывать ребенка, обеспечивая в группе условия для развития каждого. Материал в группе сосредоточен по образовательным областям. Это позволяет детям использовать полученные знания в новой обстановке. На полках есть настольно-печатные игры «Что лишнее», «Найди отличия» игры по знакомству с буквами «Учусь читать», «Азбука», сюжетные и предметные картинки, книги. Этот наглядный материал способствует речевой и мыслительной деятельности. Для художественно-эстетического развития в доступном месте сосредоточены разнообразные художественные материалы, аудиозаписи, иллюстрации и альбомы на разнообразные темы. Мною подобран дидактический материал, игрушки, книги, дидактические игры по развитию математических способностей. Дети свободно пользуются головоломками, дидактическим играми «Считай дальше», «Больше-меньше» и т.д., цветными пробками (сортировка по цвету, счет, составление узоров), книгами по математике, линейками, фломастерами, мешочками со счетными камешками, шишками, желудями. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаружила себя полностью, а побуждала ребенка к поиску. С этой целью в группе сосредоточены наглядные пособия — схемы, таблицы, лабиринты, кроссворды модели, карточки с условными обозначениями, иллюстративный материал, технические средства обучения (использую обучающие мультфильмы, как в НОД, так и в свободной деятельности ребенка. Звуковые записи шелеста листьев, плеска воды, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку.

В группе мы организовали «мини — лабораторию» — это новый элемент развивающей образовательной среды. Она создана для развития у детей познавательного интереса, получения новой информации. Наблюдая, ребенок учится выделять признаки объекта и расширяет свое представление о нем. Получить необходимую информацию дошкольники могут также, общаясь со взрослыми, задавая вопросы.

Рассказывание и сочинительство пользуются у детей особой популярностью.

Чтобы помочь детям в придумывании рассказов и историй мы изготовили с детьми моноколлаж «Сказочный замок» на иллюстрацию изображающую замок наклеили отдельные предметные изображения (рыб, цветы, принца, принцессу, птиц и т.д.) вырезав их предварительно из других картинок. Завершая, таким образом, изображения, по которому дети придумывают рассказы или сказочные истории. ЗАДАНИЕ: составить рассказ или сказочную историю, за основу сюжета использовать содержание моноколлажа. Обязательно творческий рассказ должен быть озаглавлен.

Работа над моноколлажом проводиться в течение месяца, с добавлением новых предметов.

Для речевого развития используем коллажи, «экспресс» — таблицы, — это учебный материал, выполняющий следующие задачи:

закрепление различных методов запоминания;

развитие фотографической памяти;

расширение словарного запаса, образного восприятия;

развитие связной речи;

Главная задача коллажа — соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом идёт обработка сюжетного метода запоминания

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания.

Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.

Для того, чтобы пробудить у детей интерес к заучиванию стихотворения используем прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы — рисунки ребенок легко запоминает информацию. Облегчающих запоминание и увеличение памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Прием мнемотехники используем при работе со скороговорками, пословицами, поговорками ребенку нужно не только понять их, но и запомнить.

Этапы работы с мнемотаблицами:

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.

Даю детям практические задания, раскодируйте стихотворение. И наоборот кодируем стихотворение (в рисунках). Дети работают индивидуально или небольшими группами.

Работая группами, дети учатся договариваться, обмениваться информацией, распределять действия при сотрудничестве, взаимодействовать и учиться друг у друга (а не только у взрослого), рождает открытость, доверие, создает эмоционально значимые для детей ситуации.

практические задания работа со сказками

«Назовите сказку, восстановите её содержание по пиктограммам»

«Закодируйте в рисунках сказку «Репка», восстановите её содержание по пиктограммам»

В группе организован физкультурно – оздоровительный центр, в котором имеется стандартное и нестандартное оборудование необходимый для развития движений: мячи, скакалки, гантели, кегли, обручи, гимнастические палки, массажеры. Подобная предметно пространственная развивающая среда способствует всестороннему развитию дошкольника, формирует умение выбирать нужный материал, действовать им в определенной последовательности, бережно относится к играм и игрушкам и аккуратно складывать их по окончании деятельности.

Таким образом, организация информационной образовательной среды в группе с учетом ФГОС даёт возможность наиболее эффективно получать информацию развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. А самое главное побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а так же формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год