Организация информационной образовательной среды в ДОУ в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) |
Педагогика | |||
Автор: Елена Ивановна Горелова | |||
22.02.2015 21:13 | |||
Организация информационной образовательной среды в ДОУ в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) МБДОУ «Детский сад «Березка» Омская область р.п. Шербакуль Воспитатель Е.И. Горелова Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, признал дошкольное образование уровнем общего образования. Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
В настоящее время изменилась среда развития ребенка: появилось множество новых каналов получения информации. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-развивающую среду. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний, информации и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культуре взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. - ПРС должна быть:
Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Я организовываю детскую деятельность, в том числе самостоятельную в предметно-пространственной развивающей среде так, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, получать нужную информацию, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно, самодеятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск информации, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов. Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей информационно развивающее пространство. Я стараюсь продумывать, какая обстановка нужна, чтобы развивать и воспитывать ребенка, обеспечивая в группе условия для развития каждого. Материал в группе сосредоточен по образовательным областям. Это позволяет детям использовать полученные знания в новой обстановке. На полках есть настольно-печатные игры «Что лишнее», «Найди отличия» игры по знакомству с буквами «Учусь читать», «Азбука», сюжетные и предметные картинки, книги. Этот наглядный материал способствует речевой и мыслительной деятельности. Для художественно-эстетического развития в доступном месте сосредоточены разнообразные художественные материалы, аудиозаписи, иллюстрации и альбомы на разнообразные темы. Мною подобран дидактический материал, игрушки, книги, дидактические игры по развитию математических способностей. Дети свободно пользуются головоломками, дидактическим играми «Считай дальше», «Больше-меньше» и т.д., цветными пробками (сортировка по цвету, счет, составление узоров), книгами по математике, линейками, фломастерами, мешочками со счетными камешками, шишками, желудями. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаружила себя полностью, а побуждала ребенка к поиску. С этой целью в группе сосредоточены наглядные пособия — схемы, таблицы, лабиринты, кроссворды модели, карточки с условными обозначениями, иллюстративный материал, технические средства обучения (использую обучающие мультфильмы, как в НОД, так и в свободной деятельности ребенка. Звуковые записи шелеста листьев, плеска воды, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку. В группе мы организовали «мини — лабораторию» — это новый элемент развивающей образовательной среды. Она создана для развития у детей познавательного интереса, получения новой информации. Наблюдая, ребенок учится выделять признаки объекта и расширяет свое представление о нем. Получить необходимую информацию дошкольники могут также, общаясь со взрослыми, задавая вопросы. Рассказывание и сочинительство пользуются у детей особой популярностью. Чтобы помочь детям в придумывании рассказов и историй мы изготовили с детьми моноколлаж «Сказочный замок» на иллюстрацию изображающую замок наклеили отдельные предметные изображения (рыб, цветы, принца, принцессу, птиц и т.д.) вырезав их предварительно из других картинок. Завершая, таким образом, изображения, по которому дети придумывают рассказы или сказочные истории. ЗАДАНИЕ: составить рассказ или сказочную историю, за основу сюжета использовать содержание моноколлажа. Обязательно творческий рассказ должен быть озаглавлен. Работа над моноколлажом проводиться в течение месяца, с добавлением новых предметов. Для речевого развития используем коллажи, «экспресс» — таблицы, — это учебный материал, выполняющий следующие задачи: закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие связной речи; Главная задача коллажа — соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом идёт обработка сюжетного метода запоминания Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. Для того, чтобы пробудить у детей интерес к заучиванию стихотворения используем прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы — рисунки ребенок легко запоминает информацию. Облегчающих запоминание и увеличение памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Прием мнемотехники используем при работе со скороговорками, пословицами, поговорками ребенку нужно не только понять их, но и запомнить. Этапы работы с мнемотаблицами:
Даю детям практические задания, раскодируйте стихотворение. И наоборот кодируем стихотворение (в рисунках). Дети работают индивидуально или небольшими группами. Работая группами, дети учатся договариваться, обмениваться информацией, распределять действия при сотрудничестве, взаимодействовать и учиться друг у друга (а не только у взрослого), рождает открытость, доверие, создает эмоционально значимые для детей ситуации. практические задания работа со сказками «Назовите сказку, восстановите её содержание по пиктограммам» «Закодируйте в рисунках сказку «Репка», восстановите её содержание по пиктограммам» В группе организован физкультурно – оздоровительный центр, в котором имеется стандартное и нестандартное оборудование необходимый для развития движений: мячи, скакалки, гантели, кегли, обручи, гимнастические палки, массажеры. Подобная предметно пространственная развивающая среда способствует всестороннему развитию дошкольника, формирует умение выбирать нужный материал, действовать им в определенной последовательности, бережно относится к играм и игрушкам и аккуратно складывать их по окончании деятельности. Таким образом, организация информационной образовательной среды в группе с учетом ФГОС даёт возможность наиболее эффективно получать информацию развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. А самое главное побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а так же формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
|