Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросе развития творческих способностей воспитанников
Педагогика
Автор: Сидорова Юлия Владимировна   
05.01.2015 09:49
  • СОТРУДНИЧЕСТВО ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
  • Старший воспитатель ДОУ детский сад №32 Выборгского р-на Санкт-Петербурга Сидорова Юлия Владимировна

 Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности детей. Это связано с пониманием её определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам творческого человека, как способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе, что продиктовано социально-экономическими условиями нашей страны. В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка будущей творческой деятельности. Поэтому необходимо совместными усилиями поддерживать и стимулировать развитие у детей творческого начала. Для всестороннего развития творческой личности ребёнка необходимо взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.

Обычно родители акцентируют внимание на развитии речи, мышления и памяти малыша, при этом забывая про развитие творчества и воображения. Развитие творческих способностей должно обязательно идти в ногу со всеми остальными направлениями развития каждого ребенка. И пусть малыш не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также человеком, который будет способен самостоятельно преодолевать возникшие на его пути трудности и решать задачи.

Очень часто родители несерьезно воспринимают «небылицы» своих маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе взрослые даже их пресекают. Фантазирование на самом деле – это специфическая особенность, характерная для дошкольного возраста. И не стоит ни в коем случае мешать этому процессу. Просто сделайте вид, что верите в доброго волшебника и в то, что непременно сегодня побываете на Луне и т.п. Именно в таких «воображалках» и зарождается творческий потенциал. Взрослые должны знать и помнить о том, что пик творчества у детей наступает в 3-4 года. В этом возрасте малыши могут насочинять такое, что мы, взрослые просто диву даемся – каким образом это вообще можно придумать.
Не воспринимайте совсем невинные фантазии маленького выдумщика как что-то примитивное, помните, что любая фантазия ребенка это скрытое зерно творчества. А также и не стоит смеяться над детскими небылицами. Так как творческий ребенок видит обычные вещи в другом ракурсе. Не огорчайтесь и не пытаетесь ругать и наказывать малыша за то, если он говорит, что на картинке изображена, допустим рыбка, а не как самом деле — чайник, не стол, а — осьминог и так далее. Естественно, маленький воображала прекрасно знает, как выглядят стол и чайник, и что, именно, они изображены на картинке, просто ему, скорее всего, захотелось пофантазировать. Не забывайте, что малышу в этом возрасте не хочется воспринимать общепринятое понимание вещей, а наоборот хочется дать волю воображению и творчеству.

На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные виды детской деятельности (изобразительная, конструктивная, театрализованная), которым уделяется достаточное внимание в детском саду. Но гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Именно, пример родителей, их заинтересованность и участие определяют результативность любого мероприятия.

Чрезмерная серьезность, скованность и консервативность родителей не совсем подходящие помощники для того, чтобы развивать творческие способности детей. Взрослым в обязательном порядке стоит научиться играть в детские игры. Веселитесь, шалите и не бойтесь на определенное время стать детьми. Нарушайте иногда существующие правила поведения взрослых, ведь все это во имя ваших же детей. И это не только сблизит вас с ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет своего образа хорошей «здоровой» психотерапией, позволяющей отвлечься, отдохнуть и если хотите, даже снять напряжение или стресс. В обязательном порядке сочиняйте с ребенком сказки, стихи, придумывайте несуществующие растения и животных, т.е. поддерживайте всячески творческую инициативу малыша.

   Педагоги могут обмениваться с родителями рекомендациями, например: «Что могут сделать родители вместе с детьми дома», советами, например: «Как творчески развивать ребёнка», мнениями, например: «Создание условий для организации самостоятельной творческой деятельности детей дома и в образовательном учреждении». Родители могут принимать активное участие в педагогическом процессе, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации художественно-продуктивной деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей.

Родители самостоятельно могут заниматься с детьми и дома. И это совсем не сложно, а даже наоборот, весьма увлекательно и интересно.
И так, методы развития творческих способностей детей:

1. Окружающий мир

На прогулке, транспорте, дома — в общем, везде, где вы находитесь вместе со своим ребенком обсуждайте, что именно вас окружает и, что происходит вокруг вас. Такое общение архиважное не только для воображения малыша, но для всего развития в целом. Ваши рассказы о животных, явлениях природы, растениях и других вещах окружающего мира, ваша речь – это самый первый и очень важный урок для ребенка. Таким образом, переданные вами знания и понятия будут хорошим стартом для последующего обучения ребенка, развитие его способностей, и в том числе и творческих.

2. Развивающие игрушки и игры

Желательно родителям по возможности следить за тем, чтобы в арсенале непоседы было как можно больше полезных игрушек. В обязательном порядке должны присутствовать конструкторы и мозаики, но естественно все должно соответствовать возрасту ребенка.
А перед тем, как дать в руки малыша очередную игрушку — ознакомьтесь с ней сами и решите, принесет ли она какую-нибудь пользу. Можно воспользоваться следующими играми, влияющими и стимулирующими развитие творческих способностей у детей:

 

 

«Превращение»

Нарисуйте 4 круга ребенку, и дайте ему возможность пофантазировать: пускай он их во что-нибудь превратит (дорисует). К примеру, в цветок, солнце, снеговик, воздушный шарик и т.п. Кстати, тоже самое можно и проделать с остальными геометрическими фигурами.

«Что там такое?»

Необходимо положить какой-нибудь предмет в шкатулку или коробочку и пусть ваш любимый выдумщик угадает, что же там находится, но при этом он может задавать вам сопутствующие вопросы и строить свои догадки.

«Хорошо - плохо»

Взрослые называют предмет, а малыш должен сказать, как он считает, что в нем плохо и что — хорошо. Например, утюг: хорошо, что можно погладить белье, плохо, что можно обжечься. Ветер: хорошо — не жарко в солнечный день, плохо - можно простудиться и заболеть и так далее.

«Игры со словами»

Если стоите в очереди в магазине или поликлинике, идете с детского сада, играйте с малышом в слова: вы называете определенное слово, а он пусть учится подбирать к нему противоположное слово по значению (антоним): добрый - злой, сухой - мокрый, черный - белый; синоним (близкое по значению): красивый - прекрасный, работать – трудиться и т.д.

«Нестандартные задачки»

Необходимо чтобы ребенок пытался найти предметам необычный способ использования. К примеру, ложкой можно не только кушать, но и переливать жидкость из одной емкости в другую и т.п. Постарайтесь придумать необычный способ использования мяча, зеркала, кружки и других предметов. И самое важное: не бойтесь сами придумывать различные задачки для «всезнающего» детского ума. Одним из вариантов может быть и это: в город приехал цирк, но по каким-то причинам в городе закончился весь клей и афиши расклеить нечем. А как тогда сделать так, чтобы все жители узнали про цирк? Или: вся семья пошла в лес и взяли с собой хлеб, консервы, компот, а нож забыли. И как теперь открыть банку?

«Что будет, если…»

Предоставьте возможность малышу пофантазировать: что будет, если вдруг все станут великанами или кошки начнут говорить человеческим языком и так далее.

3. Рисование

Дайте своему малышу в руки фломастеры, кисточки, краски, карандаши. Запаситесь бумагой и, конечно, … терпением. Да, безусловно, вам придется, потом стирать перепачканные штанишки и рубашки и следить за тем, чтобы маленький художник не изрисовал весь дом, а ограничился только лишь бумагой. Ничего страшного в этом нет, все через это проходят! Вдруг у вас растет маленький «Репин» или «Пикассо»! Лучше заняться рисованием вместе с малышом и научить его правильно держать кисточку и пользоваться красками. Вначале лучше всего изучить все цвета, а затем приступить к рисованию. Начинайте с рисования простых геометрических фигур. Но при этом стоит непременно обсуждать весь процесс, а особенно первые «шедевры» ребенка. И, когда он уже научится многому, то дайте волю его самостоятельности.

4. Лепка

По каким-то причинам далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И очень зря! Ведь именно лепка очень полезна для ребенка, она развивает пальчики, и к тому же пробуждает творческие способности детей и позволяет малышу проявить всю его фантазию. На первых началах вы будите лепить шарики, колбаски, колечки, а затем постепенно малышу самому захочется расширить свой спектр умений и он начнет лепить что-то уже более сложное. Родители обратите внимание на то, чтобы пластилин был мягкий и яркий!

5. Чтение

Читать детям требуется не только на ночь, но и в любое другое время. Это должны быть подобранные по возрасту и желательно интересу ребенка сказки, рассказы, стихи, литературные произведения. Некоторые специалисты утверждают, что чтению для ребенка необходимо уделять не менее 30 минут в день. А если вы будите вместе с ним посещать библиотеку, то увидите, когда он подрастет и пойдет в школу — он сам будет захаживать частенько в библиотеку. Книга, как ничто другое дает определенный полет фантазии и огромную возможность для воображения, а значит и способствует развитию творческого потенциала.

6. Музыка

Детские песенки и классическую музыку ребенок должен слушать с раннего детства. Это положительно влияет на развитие памяти и образного мышления. И постепенно вы вместе с ним будете петь сами песенки. В случае, если вас каким-то образом обошли музыкальные способности, то по желанию малыша можно отдать его и в танцевальный кружок или кружок по обучению игре на конкретном музыкальном инструменте.

7. Аппликация

Не бойтесь давать в руки ребенка ножницы. Пускай сначала под вашим присмотром он вырежет определенный предмет, а вы в свою очередь объясните ему все необходимые правила соблюдения техники безопасности и памятку по пользованию ножниц. Начните с простой аппликации из геометрических фигур. Можно, к примеру, нарисовать на цветной бумаге фигуры, а затем пусть малыш вырежет и сам составит аппликацию по своему замыслу. Очень удобно также использовать уже готовые комплекты для аппликаций.

Родителям, прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, необходимо помнить о самых простых истинах:  

  • развивайте творческое воображения малыша везде и всегда, а не только в специально отведенное для этого время и место;
  • окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию;
  • у малыша должен быть необходимый «арсенал» инструментов и материалов для детского творчества: пластилин, краски, цветная бумага и многое другое;
  • поощряйте и хвалите только безопасные творческие детские инициативы;
  • не превращайте занятия с малышом в скучные уроки и всегда поддерживайте его инициативы;
  • не давайте слишком много информации детскому мозгу. Не стоит забывать, что ваша задача — развитие способностей;
  • процесс развития творческих способностей детей должен носить регулярный характер;
  • обучение и развитие малыша дошкольного возраста должно происходить только через игровые задания, упражнения и саму игру.

Когда-то очень мудрый восточный мудрец сказал: «Ребёнок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Вот этой мудростью стоит руководствоваться при воспитании маленького творца.

       В заключении хочется сказать, что правильно организованное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросе развития творческих способностей детей поможет создать условия для раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год