Подготовил: учитель-логопед МБДОУ д/с №255 Сагайдак Е.А. Сообщение к педагогическому совету. Анализ эффективности образовательной программы для детей с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа в ДОУ осуществляется с детьми с тяжёлыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности с 4 до 7 лет. Коррекция речевого развития детей проводится в соответствии с Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанной на основе Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и для детей с ЗПР автора С.Г.Шевченко.
Целью коррекционно-развивающей работы является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания детей с ОНР и ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально - психологическими и соматическими особенностями; всестороннее изучение и развитие речевой деятельности детей, формирование высших психических функций для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе, дальнейшей социальной адаптации. Основными плюсами данной Адаптированной программы являются: • выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии; • осуществление индивидуально – ориентированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей; • возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в ДОУ; • осуществление коррекционного процесса в различных видах деятельности: игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры), коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал), изобразительной (рисование, лепка, аппликация), музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах), двигательной (овладение основными движениями). • эффективность коррекционно-педагогической работы осуществляется совместной деятельностью всех специалистов ДОУ: логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинского работника и родителей. Коррекционная работа осуществляется по 4 направлениям: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная, информационно-просветительска Данные направления осуществляются структурированно, последовательно, комплексно, в системе. Реализуя данную программу учитель-логопед проводит коррекцию недостатков в развитии воспитанников, имеющих тяжелые формы нарушений речи, тренирует органы артикуляционного аппарата, проводит работу по совершенствованию слухового восприятия и внимания, проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной адаптации детей, индивидуально консультирует воспитателей и родителей. Важным звеном обеспечения эффективности коррекционно-образовательной работы является работа ПМПК, которая отвечает за: • своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности психофизиологического и речевого развития; • выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности дошкольников (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций); • изучение эмоционально-волевого и личностного развития воспитанников; • составление индивидуальных рекомендаций по развитию детей с особенностями речевого и психофизиологического развития, оценка их эффективности; • организация взаимодействия между педагогами и специалистами, участвующими в деятельности консилиума. Работа по данной программе позволяет детей с ОВЗ на выходе из детского сада максимально приблизить к предполагаемой модели выпускника, соответствующей ФГОС: • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. • Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. • Эмоционально отзывчивый. • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции • Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
|