Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников: хореографический кружок «Топотушки»
Педагогика
Автор: Лыжина Надежда Васильевна   
05.07.2013 16:40

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников: хореографический кружок «Топотушки»Лыжина Надежда Васильевна
Старший воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №7 г.Мурманск

СОДЕРЖАНИЕ.
Пояснительная записка.
Нормативно - правовая база.
Теоретическое обоснование  разработки программы по хореографии
Возможности  занятий   хореографией в решении задач  Образовательной программы ДОУ.
Кадровое обеспечение.
Структура занятий  хореографией.
Организация и проведение занятий.
Использование ИКТ
Музыкальное сопровождение  занятий
Оценка результативности освоения программы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:
Перспективное планирование
Литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В  дошкольном  возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного, физического и эстетического развития ребёнка, формируется его личность. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.  Именно  окружающая среда, откладывает в душе  ребенка  отпечаток на всю жизнь.  Незаменимым  средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало.  Формирование творческой личности  существенно  для эмоционального и  для эстетического развития ребенка. При творческой деятельности активизируется восприятие, выразительность исполнения, оценочное отношение к своей продукции, что оказывает большое влияние на становление личности ребенка. В наше не простое и жестокое время очень важно воспитать маленького человека, способного сопереживать, сочувствовать другим людям, животным, прививать ему чувство такта, воспитать культурного, полноценного члена общества.
В связи с этим наше дошкольное учреждение уделяет большое внимание  вопросам  художественно–эстетического развития  воспитанников.  
Создана целостная система работы:
Система управления  (кадровый состав, про¬фессиональный уровень педа¬гогов, медицинского персона¬ла, творческие объединения педагогов);
Научно-методическое обеспе¬чение (программы, методичес¬кие рекомендации, наработан¬ный опыт в ДОУ);
Материально-техническое обеспечение (помещения, обо-рудование);
Финансовое      обеспечение (анализ финансовых возмож¬ностей для реализации про¬грамм);
Коллектив  ведет постоянный поиск новых форм и методов работы  по
художественному – эстетическому  развитию  воспитанников и их оздоровлению.   В 2011г.  на педагогическом совете   было принято  решение организовать с детьми старшего дошкольного возраста
дополнительные занятия хореографией в  кружке «Топотушки».               
Коллектив педагогов понимает, что хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия танцами  формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.
Кроме того, в  период дошкольного детства дети интенсивно растут и развиваются, движения становятся их потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В процессе занятий у детей происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, нарушается осанка.
Одной из важнейших задач является организация двигательного режима детей, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественные потребности в движениях.
Решение вышеизложенных задач,  возможно  в процессе хореографического образования детей дошкольного возраста. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие  и т.д До начала реализации проведена большая предварительная работа:
Изучение и отбор нормативной,  методической, обучающей,                литературы;
Ознакомление с аналогичным опытом работы других                         дошкольных учреждений;
Анализ  имеющихся возможностей (материальных,                                  организационных, кадровых);
Оценка состояния физического развития и здоровья                        воспитанников, формирование группы;
Отбор и составление музыкальной фонотеки;               
Составление и утверждение рабочей программы;
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных,  на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
С 01.11.11г.  новое направление по художественно–эстетическому       
развитию  воспитанников  начало реализовываться в нашем  дошкольном   
учреждении.  Работа придерживается общедидактических и частно-    
методических принципов и методов обучения.
Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Содержание  программы студии «Мини-диско» обеспечивает преемственность и постепенность усложнения заданий. Предлагаемые задания доступны для дошкольников и предполагают успешное преодоление трудностей путем физических и психических усилий занимающихся. Например, ходьба на каждый счет, хлопки через счет способствуют исполнению в дальнейшем более сложных сочетаний ритмического рисунка. Шаг на месте, переступание способствуют овладению танцевальными шагами.
Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, детям робким, застенчивым  предлагается показать какое-либо упражнение остальным детям, в игре предлагаются ведущие роли, что способствует освобождению детей от застенчивости и повышению интереса к занятиям.
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.
Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе.
Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых двигательных навыков. Программным материалом предусмотрено многократное повторение упражнений, способствующих образованию двигательного стереотипа. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения.
Принцип гуманности  выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в детском коллективе.
Принцип наглядности.  На начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ движений педагогом в сочетании с образным словом. После того, как разученное движение переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.
Данные принципы удачно реализуются и способствуют эффективности образовательного процесса только во взаимосвязи.
При организации занятий  используются  методические приемы 
активизирующие у детей желание творчества: метод показа, словесный   
метод, музыкальное сопровождение, импровизационный метод, игровой    
метод.  
Организацию работы  хореографического кружка «Топотушки»  мы  представляем  вниманию  педагогов дошкольных учреждений.
НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ  И ИНСТРУКТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

•    Конвенция о правах ребенка;
•    Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;
•    ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000г)
•    ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» статьи 43
•    ФЗ «О санитарно –эпидемиологическом благополучии населения » от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
•    Закон РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. №  12-ФЗ (с изменениями и дополнениям 2002 г.);
•    «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства РФ №666 от 12.09.2008
•    Постановление главного государственного врача Р.Ф. от 30.06.2002 №26 «О ВВЕДЕНИИ ПРОГРАММ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ»
•    Устав МДОУ ЦРР г. Мурманска детского сада №7
•    Изменения и дополнения к Уставу МБДОУ ЦРР г. Мурманска детского сада№7   от 13.12.2011г.
•    Положение об организации  платных образовательных услуг.
•    Лицензия Министерства образования и науки Мурманской области Серия А №293956 от 23.04.2010 г.
•    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 25 марта 2003 г.  «Санитарно-эпидемиологические требования  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образователь¬ных  учреждений»  
•    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003 г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03»
•    Рекомендации, вошедшие в приложение к СанПиН 2.4.1.1249-03
•    Приказ Минздрава РФ и Минобра¬зования РФ «О совершенствова-нии системы медицинского обес¬печения детей в образовательных учреждениях» от 30 июня 1992 г. № 186/272;
•    Приказ    Министерства    здраво¬охранения  и  медицинской  про-мышленности РФ «Об утвержде¬нии инструкции  по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возра¬стов на основе медико-экономи¬ческих нормативов» от 14 марта 1995 г. № 60;
•    Приказ  Минздрава  России   «О временных отраслевых стандар-тах объема медицинской помощи детям» от 7 мая 1998 № 151;
•    Письмо Минздрава России «Ме¬дицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях» от 21 декабря 1999 № 13-16/42;
•    Рекомендации Минздрава России «Ассортимент основных продук-тов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков   в   организованных коллективах (детские сады, обра-зовательные учреждения общего и коррекционного типа, детские дома и школы-интернаты, учреж¬дения начального и среднего про-фессионального образования)» от 9 мая 1999 №1100/964 99-15;
•    Инструктивно-методическое пись¬мо МО РФ «О гигиенических тре-бованиях к максимальной нагруз¬ке на детей дошкольного возра-ста  в  организованных  формах обучения» от  14 марта 2000 г. № 65/23-16;
•    Приказ Минздрава РФ «Об утвер¬ждении «Медицинской карты ре-бенка для образовательных уч¬реждений»     (извлечения)»     от 3 июля 2000 г. № 241;
•    Приказ Минобразования РФ «При¬мерное положение о центре содей¬ствия укреплению здоровья обуча¬ющихся, воспитанников образова¬тельного учреждения» от 15 мая 2000 г. № 1418;
•    Приказ Минздрава РФ «Инструк¬ция по внедрению оздоровитель-ных технологий в деятельность образовательных учреждений», от 4 апреля 2003 г. № 139.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
У хореографии, в последние годы особенно, становится все больше поклонников среди людей самого разного возраста. Особенно она популярна в молодежной и детской среде. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют  его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.        
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности,        заложенные природой.  Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны  педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества  помогут ребенку развить свои творческие способности.
В нашем учреждении было проведено анкетирование среди родителей по   организации платных образовательных услуг и  результаты показали –70% родителей хотели, чтобы их дети занимались хореографией.
Вывод: учитывая влияние занятий хореографии на детский организм  и          имея   все необходимые условия для проведения занятий по указанному    направлению,   мы сочли возможным внедрить данную программу в      дошкольном         учреждении.
Цель программы:  всестороннее развитие ребенка, формирование             средствами музыки и ритмических  движений, разнообразных умений, способностей, физических  качеств личности.
Задачи:  Образовательные:
•      Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о   танцах.
•      Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных  композиций из знакомых движений, придумыванию  своих  оригинальных движений в импровизации.
•     Формирование навыков основных танцевальных движений
•     Развитие чувства ритма, темпа, координации и свободы движений.

Воспитательные:
•    Развитие у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей.
•    Формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.
•    Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.
•    Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
•    Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, то есть  побуждать детей к творчеству.
•    Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.
•    Обучение  детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля
Предполагаемые результаты:
Научить ребенка чувствовать и ощущать музыкальный ритм;
Формировать  потребность  к творческому самовыражению;
Овладение детьми  приемами, связками движений в   танцевальных    композициях;
Развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей;
Повышение работоспособности и двигательной активности;
Развитие правильной осанки;
Привитие культуры общения между собой, в паре, в танце, с окружающими.

ВОЗМОЖНОСТИ  ЗАНЯТИЙ  ХОРЕОГРАФИЕЙ  В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ.
В связи с модернизацией системы образования и введением  Федеральных государственных требований, на основе Программы развития МБДОУ № 7 творческая группа дошкольного учреждения разработала Образовательную программу с учетом потребностей воспитанников и возможностей коллектива.
Занятия  хореографией  являются вариативной частью Образовательной программы, способствуя в той или иной степени решению задач образовательных областей.
Детская  хореография  – система мероприятий, направленная на  развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого потенциала воспитанников, на привитие навыков здорового образа жизни, поддержание  нравственно-волевых качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе, а так же способствует укреплению здоровья ребенка,  его физическому  и психическому  развитию, социальной  адаптации.
Надо  заметить, что образовательные области, входящие в художественно-эстетическое и физкультурно – оздоровительное направление имеют схожие  задачи.

Скачать полный текст программы

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год