Инновации в работе дошкольного учреждения МБДОУ ЦРР д/с№1 «Бэлэкэч» |
Педагогика | |||
Автор: Светлана Фахриддинова | |||
20.10.2014 18:56 | |||
Фахриддинова Светлана Каусаровна. Воспитатель 1 кв. категории МБДОУ ЦРР д/с №1 «Бэлэкэч»г.Альметьевск Инновации в работе дошкольного учреждения МБДОУ ЦРР д/с№1 «Бэлэкэч»
В последние годы всё чаще в словаре руководителей появляются новые термины, один из них -инновация. Инновация определяется как нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использование достижений науки и передового опыта. Таким образом, любая инновация-это изменение того, что уже существует. Инновации педагогического процесса частный случай изменение дошкольного образовательного учреждения, вставшего на путь развития. При этом следует помнить, что любая организация, в том числе и детский сад, меняются не ради самих изменений, а потому что представляют собой часть более широкого процесса развития и должны реагировать на окружающую среду, требования и возможности общества. Они вынуждены постоянно приспосабливаться к среде, в которой существуют и работают. Более того, они ещё и генерируют изменения во внешней среде.[1,6]. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений. Детский сад сегодня-это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Сегодня идёт поиск новых форм дошкольного образования. Когда меняется ДОУ, меняются люди: они должны приобретать новые знания, получать больше информации, решать новые задачи, совершенствовать навыки, умения, а часто менять рабочие привычки и ценности.[1,7]. Общая цель инновационной деятельности в ДОУ- улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы. Виды и профили ДОУ, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Предварительный проблемный анализ организации воспитания и образования детей в нашем детском саду, анкетирование родителей и педагогов, а так же изучение опыта по внедрению инноваций в ДОУ разных видов и типов, помогло нам определить направления, характер, масштаб и проблематику наших нововведений. Так для развития инновационной деятельности нашего детского сада были выделены следующие приоритетные направления: 1. Формирование у воспитанников и родителей ответственность в деле сохранения собственного здоровья через нетрадиционные формы работы и проектную деятельность. 2. Использование инновационных педагогических технологий в рамках Стратегии развития образования РТ в полноценном воспитании детей дошкольного возраста. 3. Повышение компетентности педагогов в обновлении форм активизации родителей в совместной воспитательно-образовательной деятельности. На протяжении 3 лет, наш, пока ещё «молодой» детский сад работал по Основной образовательной программе, которая охватывает возраст детей от 2 до 7 лет. Основная образовательная программа проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса. Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Обязательная часть основной общеобразовательной программы нашего ДОУ представлена основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»\ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез 2011 год. Главная задача любого дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья воспитанников. Именно этому направлению уделяем большое внимание. переход на личностно-ориентированную модель взаимодействия всех участников воспитательного процесса, большое различие в уровне физического состояния воспитанников, ухудшение здоровья детей, требовало от коллектива пересмотреть содержание занятий физическими упражнениями на основе результатов диагностики. Стала потребность включения в процесс физического воспитания дошкольников оздоровительных технологий, поэтому сочли целесообразным дополнить реализуемую программу под редакцией Л. Пензулаевой, элементами оздоровительной технологии М.А. Руновой. Данная технология нацелена на достижение динамичного, и вместе с тем устойчивого к болезнетворным и экстремальным воздействиям на детский организм. Для каждого ребенка мы определяем исходные параметры его физического развития, двигательной активности..Большое внимание уделяем нетрадиционным формам работы с родителями. На данном этапе технология находиться в стадии внедрения. Главной задачей детского сада является :использование инновационных педагогических технологий. В связи с этим идёт разработка и внедрение Сингапурской системы образования. Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов.[2,3]. Анализ организации методической службы по обеспечению и поддержке инновационной деятельности выявил ряд проблем: – недостаточность информационно-методического обеспечения инновационных процессов. – непринятие новшеств частью педагогов. Тем не менее процесс обновления образования организуется людьми, следовательно его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективнее, в коей мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребностей общества, а так же как инновация принята и понята всеми участниками педагогического процесса. Именно поэтому, мы сочли важным совместно с коллективом определить конкретные задачи для каждого направления: “Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?”, “Какую цель мы ставили при организации методической работы?”, “Как изменим предметно-развивающую среду?”. Первая и главная задача перед руководством дошкольного учреждения –это мотивационные условия вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке. Ключевой задачей является увязка инноваций с интересами коллектива. Учитывая все вышеизложенное, в целях поддержки инновационной деятельности, создали структурные подразделения– творческие группы педагогов по проблемам. Стали широко использовать активные формы методической работы с педагогическим коллективом, такие как семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций. На протяжении двух лет работает программы профессионального роста педагогов, разработанная с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю. Она обеспечивает непрерывное повышение их профессиональной и методической компетентности. Так 3% воспитателей имеют высшую квалификационную категорию, 42% первую. Хотелось бы подробнее остановиться на информационно-методическом обеспечении, рассматриваем его как условие интенсификации педагогического труда, повышения качества и результативности инновационной работы. Применение новых технологий способствует эффективному овладению знаниями, умениями и навыками, а главное учит педагога самостоятельно выбирать приемлемые формы и методы воспитания и обучения. Информационно-методическое сопровождение построили в следующей последовательности: – Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ. – Обеспечение педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-информационным материалом – Создание видиотеки методически материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д. Промежуточными результатами внедрения инноваций в нашем детском саду можно считать и обобщение передового педагогического опыта, индивидуальные творческие проекты, разработанные педагогами для прохождения процедуры аттестации на высшие квалификационные категории, а так же перспективное планирование по инновационным направлениям, методические разработки, дидактические и наглядные пособия, а самое главное это высокие показатели знаний наших выпускников. Перспектива развития инновационных преобразований в нашем детском саду: 1 Разработка и внедрение плана-программы “Сопровождение инновационной деятельности”. 2 Представление педагогов-новаторов на конкурсы для получения денежного вознаграждения в рамках реализации приоритетного национального проекта “Образование”. Список литературы
1.Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя с педагогами / Л.М.Волобуева// Творческий Центр Сфера. –Москва-2005.-С.6,7. 2.Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в детском саду / К.ю.Белая. –М.: Сфера, 2005.-64С.
|