«Кто-то сказал: «Человек, который знает «как», всегда найдет работу, человек, который знает «почему», будет его начальником». Современная образовательная ситуация в России характеризуется противопоставлением требований к непрерывности, прогрессивности и адаптивности образовательного процесса и профессиональной мобильности специалистов, которые его осуществляют. Все более актуальной становится проблема комплексной подготовки специалистов дошкольного образования интегрального уровня, способных взять на себя мотивационную, ориентировочную, регулирующую, организационную и контролирующую функции в ДОУ, то есть, попросту говоря, управленцев. Деятельность руководителя дошкольного учреждения соответствует всем этим функциям, но для ее эффективного осуществления недостаточно владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОУ как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса
Сегодня нельзя забывать о том, что развивающееся дошкольное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от традиционных детских садов. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учреждения, не позволяют достичь желаемых целей в инновационном режиме. Нужны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Развивающееся дошкольное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. Управление в учреждении этого типа носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия решений по ситуации, то есть по конкретным результатам. Переход к ситуативному управлению детским садом по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению учебно-воспитательным процессом и прежде всего его участниками. Назовем основные принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения. Демократизация. Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления. Гуманизация. Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями, переориентация учебного процесса на личность ребенка. Дифференциация, мобильность, развитие. Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения). Открытость образования, то есть представление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном) Стандартизация. Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона. Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающемся дошкольном учреждении. При этом основная функция современного детского сада любого вида и типа - целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Оценить продвижения дошкольного учреждения в своем развитии возможно по следующим показателям деятельности. 1. Инновационная деятельность учреждения - обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Госстандартами (основных и дополнительных образовательных услуг); обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой. 2. Организация учебно-воспитательного процесса – самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; равноправие педагогов и детей как партнеров в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса. 3. Эффективность учебно-воспитательного процесса – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развития: физического, познавательного, художественно-эстетического, интеллектуального, социального). Меняется и характер контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Предполагается профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (психологи – за развитием детей; методисты – за здоровьем и физическим развитием; дефектологи – за результатами коррекционной работы и т.д.). Соответственно изменяется и отношение воспитателя к контролю. Он чаще просит оказать консультативную помощь как профессиональную услугу. Контроль приобретает регулятивно – коррекционный характер. Таким образом, подводя итоги, сделаем вывод, что переводу ДОУ в режим развития способствуют: · концепция и программа его развития; · моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности; · проведение в учреждении инновационной экспериментальной и опытной работы; · сплоченный общностью цели коллектив – дети, педагоги, родители; · организация оптимальной системы самоуправления; · система эффективной научно – методической деятельности; · материально – техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно – развивающей среды; · набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей. Обобщая сказанное, определим основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению. Это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, гуманные отношение партнерского сотрудничества; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива; педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания; дает ребенку возможность быть самим собой; организует разнообразную учебно-воспитательную деятельность; создает условия для сохранения здоровья ребенка. Все изложенные положения лежат в основе философии обновления дошкольного учреждения. Контуры этой стратегии зафиксированы в Международной конвенции о защите прав ребенка, предусматривающей его право на жизнь, защиту, развитие и свое мнение.
|