К числу актуальных проблем современной специальной педагогики следует отнести проблему индивидуально- типических особенностей мыслительной деятельности детей с ЗПР. Первоначальные знания об окружающем мире ребёнок приобретает под влиянием непосредственных побуждений. Его познавательная активность находится в прямой зависимости от полноценности врождённой мозговой организации, характера, безусловно- ориентировочной деятельности. При подготовке детей к школе, особенно детей с задержкой психического развития (ЗПР), важное место занимают специальные занятия «Ознакомление с окружающим миром». Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об объектах живой природы. Обогащение детей знаниями о явлениях, объектах живой природы неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать, делать обобщения и выводы. Поэтому проблема организации коррекционной работы по формированию представлений о живой природе у детей с ЗПР является актуальной.
С целью определения уровня сформированности представлений о живой природе у дошкольников с ЗПР, нами был организован констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа -10 детей с ЗПР, контрольная группа - 10 нормально развивающихся детей. В ходе констатирующего эксперимента детям предлагались: 1. Тест С.Д. Забрамной «Определение времени года по картинкам»; 2. Беседа; 3. Классификация объектов живой природы; 4. «4-й лишний». Анализ результатов показал, что уровень знаний детей о явлениях живой природы в контрольной и экспериментальной группах отличается в количественных и качественных показателях. Большинство детей экспериментальной группы выполнили задание на низком уровне. Особого затруднения в определении времени года у детей с ЗПР не наблюдалось (трудности вызывало определение времени года по схожим признакам: например, признаки весны и осени). В ходе проведения беседы, дети с ЗПР также показали низкий уровень знаний о живой природе(из 30 возможных ответов они назвали менее половины названий). Во время беседы дети понимали вопросы, задаваемые им, но проявляли не стойкий интерес, часто отвлекались, повторялись в назывании объектов живой природы. Самым сложным оказалось задание «4 лишний» и задания на классификацию: дети не испытывали затруднений в назывании предметов, изображенных на картинках, но сгруппировать, выделяя общий признак, большинство детей с ЗПР не смогли (особенно сложным было обобщение картинок с изображением диких и домашних животных, полевых цветов и цветов, растущих на клумбе). Никто из экспериментальной группы не смог разделить объекты живой и неживой природы. Часто дети объединяли объекты живой природы по одному, не главному признаку (стрекоза- птица, т.к. летает). Анализ результатов экспериментального исследования показал, что необходимо разработать специальную систему коррекционных занятий для формирования знаний об объектах живой природы у дошкольников с ЗПР.
|