МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 183 «Огонёк» Воспитатель: Валяева Н. В.
Цели: • Уточнять и закреплять знания детей о правилах дорожного движения: движение пешеходов по тротуару, транспорта – по проезжей части; правила перехода через проезжую часть (закреплять умения пользоваться пешеходным переходом и сигналами светофора); • закреплять знания детей о пассажирском и грузовом транспорте; • активизировать в речи слова: «пассажирский», «грузовой», «пешеходы», «пешеходный переход», «проезжая часть»; • развивать диалогическую речь; • воспитывать умения слушать, отвечать на вопросы чётко и внятно; • воспитывать у детей ответственность, сознательность, желание выполнять правила дорожного движения. Материалы: дома из коробок, дорожные знаки, игрушечные машины, разметка пешеходного перехода, светофор.
Предварительная работа: беседы по теме, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, обсуждение проблемных ситуаций. Ход занятия. Воспитатель: ребята, сегодня я вас приглашаю прогуляться по улице маленького городка. Что вы видите? Дети: дома, машины, дорожные знаки, светофор. (вбегает Незнайка) Незнайка: здравствуйте! Ребята, я тороплюсь на день рождения бабушки. Она живёт около остановки, но я не знаю, как до неё дойти. Воспитатель: я, кажется, знаю, где это. Ребята, давайте проводим Незнайку. Незнайка: ура! Вы меня проводите! (Незнайка выбегает на проезжую часть) Воспитатель: Незнайка, стой! Мы – пешеходы и идти должны по тротуару. Незнайка: что-то я ничего не понимаю. Какие-то вы странные слова говорите. Ребята, объясните, пожалуйста. Дети: пешеходы – это мы. Слово «пешеход» обозначает «ходить пешком» Воспитатель: для пешеходов вдоль улиц отведены узкие дорожки – тротуары. Незнайка: а мне больше нравится вон та большая дорога. Дети: эта дорога предназначена для машин и называется проезжей частью. Пешеходам по ней ходить нельзя. Воспитатель: смотри, Незнайка, сколько машин на проезжей части. Ребята, давайте назовём их. Дети: автобус, трамвай, грузовики, легковые машины, бетономешалка, машины с фургоном. Воспитатель: как можно назвать их одним словом? Дети: транспорт. Воспитатель: кого перевозят автобус и трамвай? Дети: пассажиров, поэтому он называется пассажирским. Незнайка: а я не понял, как вы отличаете автобус от трамвая? Дети: трамвай идёт по рельсам, а на крыше у него есть «усы», которыми он цепляется за провода. У автобуса колёса больше и на них есть шины. Воспитатель: Клим и Даша знают стихи про трамвай и автобус. На колёсах едет дом, Люди могут ездить в нём. По бокам – большие окна, Сверху – крыша, Чтоб не мокнуть. Дом автобусом зовут, У него есть свой маршрут.
Дзинь-дзынь-дзынь! Что за звон? По рельсам катится вагон. Внутри креслица стоят, Люди в креслицах сидят. Такой вагон, запоминай, Называется трамвай.
Воспитатель: что перевозят грузовики, самосвалы, машины с фургоном? Дети: разные грузы. Воспитатель: как называется такой транспорт? Дети: грузовой. Незнайка: такой интересный город: флажки висят. Воспитатель: Незнайка, где это ты флажки увидел? Незнайка: да вот же! С крестиком! Дети: это не флажок, а дорожный знак. Он «говорит» о том, что рядом находится больница. Воспитатель: на улицах города есть специальные дорожные знаки, которые помогают людям грамотно вести себя. Незнайка: понятно. А здесь у вас что? Велосипеды раздают? Так весело! Дети: да что ты, Незнайка, это тоже знак. Он «говорит» о том, что здесь нельзя ездить на велосипедах. Незнайка: а где же можно? Дети: во дворах домов, а ещё – по специальным велосипедным дорожкам. Воспитатель: а давайте зайдём во двор и покатаемся на велосипедах. Физкультминутка: на своём велосипеде По двору мы дружно едем. Влево, вправо и по кругу Выезжаем друг за другом. Осторожно! Не зевай! Всех прохожих пропускай. Воспитатель: давайте вернёмся на улицу. Незнайка: смотрите, полосатая дорожка! Воспитатель: правильно. А рядом с ней ещё один знак. Какой, ребята? Зачем нужна эта разметка на дороге? Дети: этот знак – пешеходный переход, по разметке пешеходы переходят проезжую часть дороги. Незнайка: значит, можно переходить? Воспитатель: не спеши. Посмотрите, что ещё стоит рядом с пешеходным переходом. Дети: светофор. Незнайка: а что это такое? (Рассказ детей о светофоре) Маша: чтобы возле перекрёстка ты дорогу перешёл, Все цвета у светофора нужно помнить хорошо. Загорелся красный свет – пешеходам хода нет! Жёлтый – значит, подожди, а зелёный свет – иди! Воспитатель: светофор подаёт сигналы пешеходам и водителям, когда можно двигаться по дороге или через дорогу. Где-то здесь должен быть ещё один знак. Дети: вот он! Воспитатель: что это за знак? Дети: этот знак – автобусная остановка. Здесь нужно ждать автобус. Воспитатель: Незнайка, а вот дом твоей бабушки. Незнайка: ребята, большое вам спасибо! Мне было так интересно. Вы многому меня научили. Теперь я знаю, что пешеходы ходят по тротуарам, а дорогу переходят по пешеходному переходу на зелёный сигнал светофора.; узнал про дорожные знаки, различный транспорт и сигналы светофора. А теперь мне пора. До свидания! Дети: до свидания, Незнайка. Воспитатель: ребята, мы совершили настоящий хороший поступок: помогли Незнайке найти дом бабушки. Как вы думаете, смог бы он без нас дойти? Дети: нет, он совсем не знал правил дорожного движения. Выскочил на проезжую часть и мог попасть под машину. А ещё он не знал сигналов светофора… Воспитатель: зато вы стали грамотными пешеходами. Ведь знать правила дорожного движения очень важно. А наша прогулка подошла к концу. Вот по этой дороге мы вернёмся в наш детский сад.
|