Методическая разработка "Физкультурные праздники и развлечения на свежем воздухе" |
ПДД детям | |||
Автор: Джамиля Идельбаевна Равилова-Соловьева | |||
30.05.2014 23:44 | |||
Методическая разработка, выступление на семинаре-практикуме "Физкультурные праздники и развлечения на свежем воздухе Подвижные игры – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.
Ребята хором отвечают: И начинают перебегать из одного «города» в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удаётся поймать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженным окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили. Третий лишний Играющие распределяются по парам и, взявшись за руки, идут по кругу. Дистанция между парами не менее четырёх шагов. Два игрока, назначенные воспитателем, бегают в любом направлении (разрешается пересекать круг). Один из них, убегающий, может пристроиться к любой паре. Для этого он должен подбежать к ней справа или слева и взять за руку крайнего. Игрок, оказавшийся третьим лишним (с другой стороны) убегает от водящего. Правилами предусматривается смена водящего, если он осалил убегающего. Пять имён (игра малой подвижности) Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся перед двумя линиями. По сигналу они должны пройти вперёд (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики – имена девочек, девочки – имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имён. Горелки Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал. Другой из этой пары становится водящим. Косой, косой, Весёлые ребята На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят: Мы, весёлые ребята, После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении. После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается. Космонавты Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают: Ждут нас быстрые ракеты Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету становятся в общий круг. Совушка Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде. По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков. Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке. Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться. Карусель Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами: Еле-еле, еле-еле Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону. Тише, тише, не спишите! Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке. Рыбак и рыбки Воспитатель стоит в центре круга, держит скакалку за один конец – это удочка, дети – рыбки. Проводя скакалкой по полу, кружась, - «ловит» рыбку. Чтобы не быть пойманными, рыбки подпрыгивают, когда приближается скакалка. Кто не успел подпрыгнуть, тот пойман и выходит из игры. Найди своё место Геометрические фигуры стоят на стульях, у детей карточки с различными фигурами. По сигналу дети занимают места у соответствующего стула. Аналогично можно провести игру на закрепление цвета, классификации животных и т.д. Летает- не летает Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся. Чьё звено скорее соберётся У детей разноцветные и разные по величине геометрические фигуры. В разных местах группы размещены символы. Дети должны определить своё место (по цвету и размеру). Западня Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подаёт следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется. Стоп На одном конце площадки играющие выстраиваются в шеренгу. На другом конце, спиной к играющим, становится водящий, закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» пока водящий произносит эти слова, все играющие становятся как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хотя бы небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успел оглянуться. После этого все играющие бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим. Карась и щука На одной стороне площадки находятся «караси», на середине – «щука». По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре, пять) берутся за руки и. встав поперёк площадки, образуют сеть. Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет 8-10, они образуют «корзины» - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей». Змейка Эй-ка, эй-ка, Воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом. Перед детьми могут ставиться преграды(кубы, дуги и т.д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув. Хороводная игра Зайка Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют: Зайка, зайка! Что с тобой? Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка. Хороводная игра Огуречик Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют: Огуречик, огуречик, Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается. Курица и цыплята Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки. Вышла курица-хохлатка, Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике. На скамейке у дорожки После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала. Смелые мышки Выбирается водящий. Он будет котом. Мышки становятся на противоположной стороне комнаты от кота, который сидит на стульчике. Дети-мыши медленно передвигаются по направлению к коту во время следующих слов: Вышли мыши как-то раз Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот. П/И «Лохматый пёс». Вот лежит лохматый пёс П/И «Смелые мышки». Вышли мыши как-то раз (кот догоняет мышей-детей) П/И «Бегите ко мне!» Игровой материал: флажки четырёх цветов. Дети берут флажок понравившегося цвета. У педагога флажки всех цветов. Воспитатель показывает 1 флажок и говорит: «Бегите ко мне!» (К воспитателю подбегают только те дети, у которых флажки совпадают по цвету с флажком воспитателя). П/И «Зайцы и волк». Дети изображают зайцев со словами: Скачут зайцы скок-скок-скок По окончании слов «волк» старается поймать зайцев, а те убегают в «норки». П/И «Мыши и кот». Дети водят хоровод, в середине «спит» кот. Мыши водят хоровод Кот просыпается, ловит мышей. Мыши убегают в домики. П/И «Петух». Трух- тух- тух! Трух- тух-тух! П/И «Птички-невелички». Мы птички-невелички П/И «Мишка-лежебока». Мишка, мишка-лежебока П/И «Мышки». Вот как мыши надоели Организация подвижных игр на прогулке это наиболее доступная и эффективная форма работы воспитателя для достижения положительного эмоционального состояния детей. Кроме того, как было сказано ранее физкультурные праздники и досуг широко используются в детском саду. В чём отличие физкультурного праздника от досуга ? - Физкультурные праздники проводятся два-три раза в год, а досуг – один-два раза в месяц; - физкультурный досуг предназначается для одной-двух групп детского сада, в физкультурном празднике принимают участие дети всего дошкольного учреждения. Можно проводить физкультурный праздник для двух или нескольких садов. Физкультурный досуг – одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает такие качества, как быстроту и ловкость, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, упорство. Проводиться во всех возрастных группах начиная со второй младшей группы. Организуется во вторую половину дня воспитателем в обычной обстановке с обычными атрибутами, как в помещении, так и на воздухе. Длительность: младшая группа, средняя группа – двадцать, тридцать минут; старшая группа – тридцать пять, сорок минут; подготовительная группа – сорок, пятьдесят минут. В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержании досугов может быть введён сказочный персонаж или можно использовать занимательный сюжет. Физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам. Следует использовать музыкальное сопровождение. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале. Воспитатель даёт детям команды, подводит итоги, является судьёй в соревнованиях. Значительную роль в создании хорошего эмоционального настроя играет музыка. Она благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывать свои движения с музыкальным сопровождением. Возможны разные варианты физкультурного досуга по содержанию и организации.
|