...Ребенка обучи – дашь миру человека. В. Гюго Ежегодно на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий погибают дети. Задумаемся над причинами, которые влекут за собой несчастные случаи с детьми на дорогах, и над тем, как предотвратить их. Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, школа, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов…Дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них особый интерес. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник дорожного движения. А здесь его как раз и подстерегает опасность. Актуальность этой проблемы связана с тем, что дети никогда сознательно не нарушают правила дорожного движения, у ребенка дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Неожиданное появление детей на дороге, их столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте, жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, и на улицах. Такое поведение – наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Родители не всегда осознают важность и актуальность данной проблемы, не придают значения воспитанию у своих детей навыков безопасного поведения на дорогах и, что хуже всего, на глазах у ребенка постоянно нарушают эти правила.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Наглядный пример взрослых играет важную роль для воспитания у ребенка практических навыков поведения. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование у них самостоятельности и ответственности. У дошкольников великолепное образное мышление и память, фантазия и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность морально одобряемых действий, сформировать представления о критериях оценки положительного и отрицательного поведения. Все это убеждает в том, что уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки безопасного поведения на улицах города. К сожалению, у нас нет программы обучения дошкольников, согласованной с ГИБДД и адаптированной к современным условиям проживания людей, а разделы «Безопасность на улице», имеющиеся в общих образовательных программах, требуют доработки. Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса. От его умений зависит, будет ли деятельность дошкольников содержательной, эмоционально насыщенной, способствующей формированию практических навыков и необходимых представлений об окружающем мире. Это образец правильного взаимодействия с окружающим миром, неравнодушного отношения к нему. Педагог должен оценивать свою работу с позиции завтрашнего дня, иначе невозможно ставить перед собой новые задачи, находить наиболее эффективные способы воспитания детей, совершенствовать свое мастерство. Для жизни ребенка это очень важно, от этого зависит, будет ли он достойным человеком, появится ли у него стремление к успеху, желание учиться, осознанно придерживаться принятых в обществе морально-этических норм поведения. Работа воспитателей с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями – «это можно, а так нельзя». Главная ее цель – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Для реализации данной цели необходимо решать следующие задачи: • Помочь дошкольникам усвоить первоначальные знания о правилах поведения на улице и сформировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни. • Развивать у детей качественно новые двигательные навыки, умение бдительно воспринимать окружающую обстановку: то есть ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов; • Воспитывать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. При обучении дошкольников надо учитывать и такие факторы, как возрастные возможности и индивидуальные способности детей, особенности их развития, которые могут являться характерными для определенного возраста, а могут быть обусловлены индивидуальным темпераментом ребенка, его наследственностью, потребностями и другими свойствами личности. При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД надо рассматривать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города: • Ребенок – пешеход; • Ребенок – пассажир городского транспорта; • Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.). В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Именно поэтому данную работу необходимо проводить через все направления образовательной программы. Особое внимание надо уделять воспитанию бережного отношения к основным ценностям жизни, осторожному поведению не только на дорогах, но и во всех повседневных делах. Создавая игровые проблемные ситуации, предоставлять дошкольникам возможность выбирать правильные варианты выхода из них для того, чтобы дети могли приспосабливаться к обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем. Для реализации поставленных задач лучше использовать разнообразные формы обучения дошкольников правилам дорожного движения: тематические занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые упражнения, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание правил дорожного движения, игры в «Городке безопасности» и др. Особенно эффективны интегрированные занятия, в процессе которых дети комплексно решают предложенные им игровые задачи. При проведении анкетирования родителей и диагностики уровня знаний детей заметила, что для достижения устойчивых результатов работу с детьми надо проводить постоянно, 3-4 раза в неделю. К одним и тем же вопросам необходимо возвращаться многократно, стимулируя познавательный интерес, закрепляя и расширяя знания детей. Это позволило мне сделать выводы о том, что самым приемлемым вариантом является тематическое планирование, которое повышает качество работы – возрастает успешность усвоения детьми программного материала, а педагогу удается значительно сократить время занятий, освобождая его для игры, прогулок, оздоровительных мероприятий. Знания детям должны даваться в системе и, с одной стороны, соответствовать уже достигнутому уровню развития детей, а с другой – всемерно способствовать их дальнейшему интеллектуальному и моральному росту, развитию потенциальных возможностей, внутренней свободы и самостоятельности каждого ребенка. Работа должна проводиться планово, при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня, а остальные виды нерегламентированной деятельности можно осуществлять как до обеда, так и во второй половине дня. При разработке методического комплекса учла все эти нюансы. Составила задачи и перспективные планы работы с детьми 2 – 7 лет, конспекты занятий, бесед, развлечений, экскурсий и целевых прогулок; картотеку дидактических и подвижных игр, литературный материал. Планирование работы и подбор методических приемов, материала и оборудования осуществляла с учетом опыта детей, используя их адекватно возрастным особенностям и целям развития. Обратила внимание на следующие моменты: - важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода и пассажира); - надо развивать координацию, внимание, наблюдательность, реакцию ребенка, так как эти качества особенно важны для безопасного поведения на улице; - необходимо как можно больше упражнять детей в практических видах деятельности (играх, заданиях, соревнованиях по определению расстояния: «далеко-близко», «дальше-ближе», скорости: «быстро-медленно», размеров: «больше-меньше», видимости: « видно - не видно», закрыт ли транспорт и т.д.). - эффективно использовать в педагогическом процессе проблемные ситуации: «что ты будешь делать, если…» (переходя дорогу, ты роняешь игрушку; мяч выкатился на проезжую часть; на регулированном перекрестке не работает светофор, и т.д.) Все формы работы с детьми, предлагаемые в методическом комплексе, основаны на тематическом подходе к планированию и организации занятий. Сначала выбирается тема недели. Она называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром, которое проводится в первый день недели. Все остальные занятия (развитие речи, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему и так или иначе связаны с ней. На каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели. Теоретические занятия, проводимые, как правило, в игровой форме, ставят перед собой цель ознакомить, научить, сформировать те или иные навыки и умения. Очень важно научить ребят грамотно использовать полученные знания. На практических занятиях, а это чаще всего организуемые на прогулках наблюдения, опыты, дидактические и сюжетно-ролевые игры, закрепляется пройденный материал. Например, упражнения, тренирующие глазомер, лучше и интереснее проводить на улице, где больше простора. Очень важны организованные наблюдения за дорогой, проезжающими автомобилями и работой светофора, которые невозможно провести в помещении. Для анализа опасной ситуации надо использовать разнообразные пособия: макеты, альбомы, сюжетные картинки, видеомагнитофоны. Наибольший эффект дает ситуационное обучение, когда оно проводится параллельно с изучением правил дорожного движения. В условиях нашего детского сада при выходе на площадку, дорогу или при проведении занятий на макете дети учатся узнавать опасную ситуацию, ее основные признаки, объяснять наиболее вероятное развитие ситуации, вырабатывать решения, предупреждающие ДТП. Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – научить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно оценивать и прогнозировать их развитие; вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий. Важнейшее место отводится организации предметно-развивающего пространства в группе и на участке детского сада. Созданная среда позволяет детям самостоятельно на практике осваивать правила безопасного поведения на дороге. При помощи родителей можно сшить нагрудники с изображением дорожных знаков, различных видов транспорта, приобрести выносные дорожные знаки и светофоры, грузовые, легковые автомобили, фургоны, автобусы и другие виды транспорта. Изготовить жезлы регулировщика, макет части города для упражнений детей в правилах дорожного движения, приобрести дидактические игры, домино, подобрать детскую художественную литературу. В конце учебного года в каждой возрастной группе проводится мониторинг и итоговое занятие: в форме спектакля, развлечения, викторины, конкурса, и т. д. Сравнивая результаты полученных диагностических данных, необходимо вносить коррективы в работу с детьми, помня о том, что каждый ребенок обладает собственными, присущими лишь ему одному свойствами. Он неповторим в своей индивидуальности. Вот почему подход ко всем детям не может одинаковым; вот почему вся гамма воспитательных воздействий должна быть адресована не к абстрактному, а к конкретному ребенку. Требуется коррекция и в работе с педагогами дополнительного образования, с родителями, без участия которых невозможно заложить фундамент культуры поведения на улицах города и в транспорте. Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Родители должны стать союзниками в воспитании у детей сознательного безопасного поведения на улицах города и понимать важность этой проблемы. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, здесь у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества. Для выработки единых требований к ребенку по данному вопросу надо выбирать активные формы взаимодействия с семьей – собрания, организованные в виде «круглого стола», деловой игры, КВНа, вечера вопросов и ответов. Проводить консультации, выставки детских рисунков, конкурс книжек-малышек. При таком взаимодействии родители выступают не в роли учеников, которым мудрый воспитатель вещает прописные истины, а равноправных участников педагогического процесса, несущих полную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность своих детей. Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге – главная задача в моей педагогической деятельности. Для ее успешной реализации применяю в работе следующие приемы: · Использование своего и родительского авторитета и желание ребенка следовать хорошему примеру, чтобы не огорчить взрослых своим поведением; · Показ вероятных последствий неправильного поведения, при обсуждении которых предоставлять воспитанникам возможность выбора правильных вариантов выхода из таких ситуаций. · Создание игровой ситуации для введения ребенка в роль культурного пешехода с положительными привычками;
· Оказание поддержки и поощрения в решении проблемных ситуаций, через которые вызывается личное отношение к соблюдению и нарушению норм морали, правил безопасного поведения.
Результаты работы показывают, что у детей есть потенциальные возможности для усвоения правил дорожного движения и уменьшения вероятности попадания их в ДПП. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Киселева Любовь Анатольевна,
воспитатель высшей категории
МБДОУ №90 «Незабудка», город Сургут
|