Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ПДД детям
Автор: Мусина Гульнара Альбертовна   
09.10.2016 17:39

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Гульнара Альбертовна Мусина, воспитатель МБДОУ «Детский сад №280», г. Казань

Актуальность и просто жизненная необходимость сформировать у детей безопасное поведение на дороге несомненна. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят дорогу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание. Вот почему основная цель моей работы заключается в том, чтобы сформировать у детей необходимые навыки и выработать положительные привычки безопасного поведения на улице, объяснить детям ценности жизни и постепенное обучение их правилам поведения на улицах и дорогах. Я считаю, что главное не обучение дошкольников правилам дорожного движения, а формирование и развитие навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Мною было изучено отношение родителей к необходимости обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, при помощи анкетирования на тему: «Я и мой ребенок на дороге». Анализ анкетирования показал 40% положительного отношения 60% нейтрального. Так на вопросы «двигаясь с ребенком по дороге, всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения», «постоянно ли вы учите ребенка поведению на дороге» 18 человек ответили утвердительно, но даже встречались единичные отрицательные ответы.

 

Такой анализ помог мне выявить проблему: это незнание дошкольниками элементарных правил поведения на улице и в транспорте, отсутствие навыков осмотрительности и осторожности, стремления к самостоятельности, умения адекватно оценивать свои силы и возможности; безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Эти обстоятельства нацелили меня на деятельность по данному направлению: «Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста».

Методом решения данной проблемы выбрана проектная деятельность по правилам безопасного поведения на дороге. Важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой безопасного поведения на дороге надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах безопасного поведения на дороге.

Цель проекта: формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Данная цель реализована через решение следующих задач:

  1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде: умение наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умение обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;
  2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на дорогах;
  3. Расширять словарный запас детей с применением основных понятий при ознакомлении с ПДД;
  4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил безопасного поведения на дороге, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;
  5. Формировать и активизировать работу с родителями по пропаганде правил безопасного поведения на дороге.

Этапы реализации проекта:

  1. Диагностика;
  2. Создание развивающей среды;
  3. Совместная деятельность с детьми;
  4. Взаимодействие с родителями;
  5. Реализация мероприятий;
  6. Итоговая диагностика.

Участники проекта:

  • дети
  • воспитатель
  • родители.

Вид проекта: досугово – познавательный

Ожидаемые результаты:

  1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
  2. Формирование у дошкольников навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде и умений предвидеть опасные ситуации, обходить их;
  3. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения, осознанного отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  4. Воспитание дисциплинированности, выдержки, самостоятельности у дошкольников в соблюдении правил поведения;

Обязательным условием для решения поставленных задач является создание правильной предметно-развивающей среды. В группе был создан центр активности «Островок безопасности», который оснащен:

  • дидактическими играми по правилам уличного движения
  • книгами разных авторов на соответствующую тематику
  • транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и т. д.); строительная техника (бульдозер, экскаватор и т. д.); сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайн)
  • настольно-печатными играми
  • моделями машин: легковых и грузовых
  • макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами
  • видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения
  • альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками
  • иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей.

Для осуществления деятельности по данному направлению подобран методический инструментарий:

  • составлен тезаурус по ПДД, словарь определений.
  • картотека подвижных, дидактических игр по ПДД
  • подборка художественной литературы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на дороге; детская художественная литература.
  • конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений.
  • цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку.

Большое внимание уделяю игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончанию организованного мероприятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления полученных представлений предлагаю детям небольшое задание на дом, которое воспитанники выполняют под руководством взрослых. Например: «Нарисуй дорогу в детский сад», «Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой».

Однако содержание деятельности не должно сводиться только к работе с детьми. Осуществлять задачи по формированию представлений по Правилам дорожного движения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. Именно родители должны являться непосредственными помощниками, только так мы сможем избежать случаев детского травматизма.

Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, я использую разнообразные формы:

  • оформлен стенд для родителей «Ты и дорога»
  • консультации
  • папки-передвижки
  • участие родителей в укреплении материально-технической базы
  • выпуск буклетов
  • тематические родительские собрания: «Безопасность детей на дорогах», «Знай правила безопасного поведения, как таблицу умножения»
  • дни открытых дверей
  • семейные конкурсы
  • анкетирование
  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДДТ (профилактика детского дорожного травматизма) с участием детей и родителей
  • совместные выставки рисунков, макетов, поделок.

Родители остаются незаменимыми помощниками в организации встреч, экскурсий, изготовления различных атрибутов: знаки, макеты, игры, костюмы; участниками праздников, подбора и оснащения необходимым материалом (создание детской библиотечки, коллекции машин). В ходе работы по изучению Правил дорожного движения появилась идея создания совместно с родителями нового дорожного знака «Внимание – детский сад!». Этот знак будет напоминать водителям о том, что совсем рядом находится детский сад.

Результат реализации проекта:

1. У детей сформировались представления о транспортных средствах (пассажирские, грузовые, специальные, оперативные); о дороге (виды перекрестков); о правилах перехода.

3. Умеют выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик, а также дорожные знаки.

4. Сформирован алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди».

5. Знают правила поведения на дороге, в транспорте.

Хочется отметить, что родители нашей группы смотря на активный интерес детей к данной теме тоже стали проявлять заинтересованность. Они охотно выполняли задания, которые мы предлагали сделать дома, а именно папа одной нашей девочки так увлекся составлением макета полицейского, что решил даже распечатать фотографию своего лица и «оживить им полицейского». Как же было приятно, что когда в очередной раз проведя анкетирование с родителями на тему «Я и мой ребенок на дорогах города» уже больше 60% дали положительные ответы, сказав, что они не только сами соблюдают правила безопасного движения, но и активно пропагандируют их.

Я уверена, что знания дорожной грамоты, приобретаемые в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными. И хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения.

Список литературы

  1. Козловская, Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10
  2. Чермашенцева, О.В. Основы безопасного поведения дошкольников/издательство: Учитель, 2012. -207с.
  3. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. — Волгоград: ИТД «Корифей».
  4. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, В.В. Васильевой / Под ред. Н.Е. Вераксы,.. Вераксы
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год