Ушакова Людмила Петровна, Воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка», г.Губкин Белгородской области.
В детском саду большое внимание уделяется безопасности детей. Воспитатели дают детям сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения. Однако дети, во-первых, не умеют адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, во-вторых, не владеют элементарными навыками безопасного поведения на улице, в транспорте и, в-третьих, у дошкольников не развита самостоятельность и ответственность за свои поступки. Чтобы решить эти проблемы, мною были разработаны занятия, где педагогам предложено вместе с детьми обсуждать возникшую проблему, вести с ними диалог, вместе искать выход из трудного положения, вместе познавать, делать открытия, удивляться. Вот одно из таких занятий.
Цель: 1. Закреплять знания детей об известных дорожных знаках. 2. Учить классифицировать дорожные знаки по группам: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные. 3. Совершенствовать двигательные умения и навыки. 4. Развивать воображение, память, творческие способности детей. 5. Воспитывать культуру честного соперничества.
Оборудование: • макеты дорожных знаков «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Дети», «Дорожные работы», «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Место остановки автобуса», «Дорога с односторонним движением», «Велосипедная дорожка», «Железнодорожный переезд», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Надземный пешеходный переход»; два самоката; • три обруча, «тоннель» из ткани, цветные мелки. Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем выходят на прогулку. На улице они встречают Лешего. Леший. Здравствуйте, ребята! Я - Леший. Я в лесу живу, а мой приятель Домовой - в городе. Вот он меня и пригласил в гости. Я пришел в город, подошел к шоссе, а там столько машин… Боязно мне, лесному жителю, стало. Забежал в ваш детский сад, помогите мне, пожалуйста, до друга моего добраться. Воспитатель. Дорогой Леший, прежде чем отправляться в город, надо обязательно знать правила дорожного движения. Ребята, придется нам прийти к Лешему на выручку. Пойдем с нами в Автогородок. (Все идут в Автогородок, оборудованный на территории детского сада. На размеченной дороге расположены дорожные знаки). Леший (показывает на дорожные знаки). Что это у вас такое? Дети. Дорожные знаки. Леший. Ой, их так много, я никогда их не запомню. Воспитатель. Мы тебя постараемся научить. Дорожные знаки – лучшие друзья пешеходов. Каждый знак имеет свое название. Дорожные знаки рассказывают о том, что разрешается и чего нельзя делать. Сейчас дети тебе все объяснят. 1 ребенок (подходит к знаку «Пешеходный переход». На белом треугольнике с красной каймой нарисован шагающий человечек. Этот знак говорит водителю: «Будь осторожен, впереди пешеходный переход». 2 ребенок (подходит к знаку «Движение на велосипедах запрещено». На белом кружке с красной каемкой нарисован велосипед. Этот знак говорит: «Здесь нельзя кататься на велосипеде». 3 ребенок (подходит к знаку «Подземный переход». На синем прямоугольнике нарисован человечек, который спускается по лестнице. Этот знак говорит: «Здесь находится подземный переход». (Несколько детей показывают Лешему еще знаки «Дети», «Дорожные работы», «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Место остановки автобуса», «Дорога с односторонним движением» и объясняют для чего они нужны. Леший (хватает знак «Велосипедная дорожка», кричит). Знаю, знаю, этот знак обозначает, что здесь на велосипеде кататься нельзя! Воспитатель. Вот ты и ошибся, Леший. Как раз наоборот, когда увидишь этот знак, знай, рядом велосипедная дорожка. (Воспитатель берет знак «Движение на велосипеде запрещено» и спрашивает у детей, чем эти знаки похожи и чем отличаются.) Дети. Оба знака круглые, на них нарисован велосипед. Но они разного цвета. Воспитатель. Молодцы, ребята, вы правильно нашли сходство и отличие этих знаков, а теперь я вам расскажу, почему они разные. Знаки бывают предупреждающие. Они говорят: будь осторожен, впереди опасность. Это – белые треугольники, обведенные красной каймой, с каким-либо изображением. Они заранее предостерегают водителя, что сейчас он должен снизить скорость и быть настороже. По тому, что на знаке нарисовано, водитель понимает, что скоро будет перекресток или приближается железнодорожный переезд и надо опасаться поезда. Покажите мне предупреждающие знаки и объясните, почему вы их выбрали. (Дети показывают знаки «Дети», «Дорожные работы», «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Пересечение с велосипедной дорожкой» и объясняют, что это предупреждающие знаки, потому что они располагаются в треугольнике с красной обводкой). Воспитатель. Другая группа знаков – запрещающие. Это круглые знаки, обведенные красной каймой. Они вообще запрещают движение машин, велосипедистов или пешеходов. Покажите мне запрещающие знаки и объясните, почему вы их выбрали. (Дети показывают знаки «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено» и объясняют, что это запрещающие знаки, потому что они располагаются в круге с красной обводкой). Воспитатель. Следующие знаки называются информационно-указательными. Это синие круги и прямоугольники с рисунками, которые сообщают водителям и пешеходам о том, что поблизости находится какой-либо объект. Ребята, покажите мне информационно-указательные знаки и объясните, почему вы их выбрали. (Дети показывают знаки «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дорога с односторонним движением» «Велосипедная дорожка» и объясняют, что это информационно-указательные дорожные знаки, потому что они располагаются в синем прямоугольнике). Воспитатель. Ребята, найдите еще похожие знаки по рисунку и объясните, чем они отличаются друг от друга. (Дети показывают информационно-указательный и запрещающий знаки «Пешеходная дорожка», предупреждающий и информационно-указательный знаки «Пешеходный переход» и вместе с воспитателем выясняют, чем они различаются). Воспитатель. Молодцы, ребята! Запомнили все знаки, которые здесь находятся и научились делить их по группам. Давайте повторим еще раз, на какие группы делятся дорожные знаки. Дети. Предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные. Воспитатель. А как вы их будете различать? Дети. Предупреждающие дорожные знаки располагаются в треугольнике с красной каймой, запрещающие – в круге с красной каймой, информационно-указательные – в синем круге и прямоугольнике. Воспитатель. А ты, Леший, запомнил? Ну-ка, скажи нам, на какие группы делятся дорожные знаки, и как ты их будешь различать? (Леший рассказывает). Воспитатель (расставляет дорожные знаки по всей территории Автогородка). А сейчас мы с вами поиграем! (Дети делятся на две команды и проводится эстафета на самокатах. Ребята должны проехать весь путь по размеченной дороге, ориентируясь на знаки дорожного движения: «Дорожные работы» - объезжают участок пути, «Движение на велосипедах запрещено» - везут самокат руками, «Велосипедная дорожка» - едут на самокатах, «Въезд запрещен» - останавливаются и передают эстафету другому. Леший следит, чтобы не было нарушений на дороге). После эстафеты в Автогородке воспитатель с детьми и Леший переходят на спортивную площадку. Проводится эстафета «Внимательный водитель». Дети делятся на две команды. У каждого ребенка дорожный знак. Перед командами располагается полоса препятствий: бревно, пеньки, дорожка для равновесия из автомобильных шин, автомобильные шины для подлезания. За ней лежат в ряд три обруча, в которых находятся для лучшего ориентирования различные знаки. Участники преодолевают полосу препятствий и раскладывают в обручи знаки по их принадлежности: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные. Леший играет вместе с детьми. Затем проводится эстафета «Мы-пешеходы». По спортивной площадке расставлены дорожные знаки «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Пешеходный переход», «Движение запрещено». Дети пробегают по скамейке, пролезают в «тоннель», проходят по зебре, добегают до знака «Движение запрещено» и возвращаются обратно. Леший принимает участие в эстафете. Воспитатель. Леший, какой ты молодец! Все дорожные знаки запомнил, научился вместе с ребятами различать их по группам. Теперь нам не страшно тебя отпускать в город. Мы уверенны, что ты без происшествий доберешься до своего друга Домового. Правда, ребята? Дети. Да! (Воспитатель и дети провожают Лешего до калитки и прощаются с ним). Воспитатель (раздает цветные мелки детям). Ребята, а вам я предлагаю придумать и нарисовать свой дорожный знак. (Дети рисуют на асфальте дорожные знаки).
|