Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ПОСРЕДСТВОМ КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ПДД детям
Автор: Кубаева Наталия Алексеевна Зубцова Марина Валентиновна   
13.07.2023 09:15

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ПОСРЕДСТВОМ КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ПОСРЕДСТВОМ КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

  • Кубаева Наталия Алексеевна, воспитатель
  • Зубцова Марина Валентиновна, воспитатель

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» с. Шелаево Валуйского района Белгородской области

Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены, будущими школьниками. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улице. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь и усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

 

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, рядом с проезжей частью, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах проводится планомерно, систематически и в течение всего учебного года.

В нашем детском саду организована работа отряда ЮПИД (ЮНЫХ ПОМОЩНИКОВ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ).

Цель создания отряда ЮПИД: формирование у детей углубленных знаний правил дорожного движения через вовлечение в число активных пропагандистов законопослушного поведения на улицах и дорогах.

Члены отряда ЮПИД помогают в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Главная задача отряда юных помощников инспекторов движения – активное участие в пропаганде правил дорожного движения, предупреждение нарушений ими этих правил.

Основные направления работы отряда юных инспекторов движения:

информационное, пропагандистское, шефское и другие.

Информационная деятельность направлена на информирование участников образовательного процесса и образовательного сообщества о проблемах детского дорожно-транспортного травматизма и основах безопасного поведения на улицах и дорогах.

Пропагандистская деятельность предполагает разъяснительную работу для детей дошкольного возраста по вопросам безопасного поведения на улицах и дорогах.

Шефская деятельность предусматривает разъяснительную работу по пропаганде основ безопасного поведения на улицах и дорогах для детей дошкольного возраста.

Содержания и формы деятельности отряда ЮПИД рассматриваются как в образовательной, так и в рамках воспитательной работы образовательного учреждения. Система работы педагога по формированию познавательной деятельности по безопасности дошкольников строится с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей дошкольников через различные формы совместной деятельности.

В зависимости от вида деятельности педагогами используются различные формы работы, педагогические технологии работы с детьми:

  • технология проектной деятельности (поиск проблемы и пути ее решения, анализ конкретной ситуации, подбор материалов и т.п.)
  • ИКТ технологии (просмотр презентаций, выпусков телепередач, участие в интернет акциях по БДД)
  • технологии здоровьесбережения (организация двигательной активности воспитанников, физминутки, спортивные мероприятия по БДД).
  • личностно-ориентированные технологии (их применение позволяет выделить личностные особенности каждого участника команды в организации совместной деятельности).
  • Акции- одна из форм работы отряда ЮПИД, целью которых является привлечение внимания общества к существенной социальной проблеме.
  • повышение активности детей к пропаганде ПДД и обеспечение безопасного образа жизни
  • взаимодействие с родителями по пропаганде детского дорожно- транспортного травматизма
  • формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения
  • Экскурсии, целевые прогулки – это средство развития представлений о безопасном поведении на дорогах, через визуальное восприятие, интерпретацию образов, воспитанники имеют возможность наблюдать за светофором. ( «Знакомство с улицей и дорогой», «трудом сотрудников ГИБДД, ДПС», «Пешеходный переход», «К остановке пассажирского транспорта», «Правила поведения на дороге»;
  • Виртуальные экскурсии: позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать в «Музее дорожного движения», «Экскурсия в город «Правил дорожного движения», «История создания светофора», «Первые регулировщики»
  • Беседы: в ходе которых дети знакомятся с правилами безопасности на дороге «Инспектор ГИБДД», «Как правильно переходить улицу», — беседа о правилах поведения на дороге; Для чего инспекторы ГИБДД, следят за движением на дорогах? «Полицейский – регулировщик» Что делает полицейский регулировщик? (следит за порядком и регулирует движение транспорта и пешеходов на тех перекрестках, где нет светофоров). Какими качествами должен обладать инспектор ГИБДД? помощники инспекторов ГИБДД – это … (светофор и дорожные знаки) Что может произойти, если не соблюдать правила дорожного движения, «Правила поведения на дороге» и др.
  • Сюжетно-ролевые игры: В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.

Сюжетно-ролевые игры: «Пешеходы», «Пассажиры», «Регулировщик», «На дорогах города»; «Получение водительского удостоверения».

Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Светофор», «Водители», «Кто отличник-пешеход?», «Путешествие на машинах», «Найди нужный знак», «По дороге», «Учим дорожные знаки», «Законы улиц и дорог», «Дорожная азбука», «Светофор и регулировщик», «Говорящие дорожные знаки», «Разрезные знаки», «Подбери знак», «Я грамотный пешеход», «Дорожное лото», «Найди нужный знак»;

Настольные игры: «Светофор», «Говорящие знаки», «Водители и пешеходы, автомобили».

Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Перекрёсток», «Нарисуем дорогу», «Бегущий светофор»

Чтение художественной литературы и знакомство с произведениями художественной литературы, отгадывание загадок.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (аппликация, рисование, ручной труд, пространственное моделирование).

Для активизации социального опыта безопасного поведения детей на дорогах была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет:

  • формировать у детей знания о правилах дорожного движения
  • углубить практические знания воспитанников
  • выявить интересы и склонности воспитанников
  • развивать интерес и умение осуществлять действия.

В холле и группе создан центр «Безопасность», где имеется разметка перекрестка, установлены дорожные знаки, оформлен стенд, собран методический и наглядный материал по правилам дорожного движения, расположены макеты, моделирующие дорожную обстановку домов, улиц, дорожных знаков и разметки в привычном детям микрорайоне; имеются развивающие игры, художественная литература, наборы разных машин, в том числе и тематических, дорожные знаки, создана картотека дидактических игр, пособия и материалы, необходимые для проведения разнообразных видов деятельности. Подобрана атрибутика для сюжетно – ролевых игр на данную тему ( «Пешеходы», «Путешествие по городу», «Я – водитель»).

На территории ДОУ функционирует специально оборудованная транспортная площадка, имитированная частью города: тротуар, дороги с разметкой (по которым дети едут на машинах), четырехсторонний перекресток, пешеходные переходы, стационарные дорожные знаки. Здесь дети отрабатывают практические навыки, учатся быть пешеходами, водителями.

Создание в ДОУ условий для ознакомления, изучения детьми ПДД формирует устойчивой интерес дошкольников, способствует приобретению необходимых привычек знаний, представлений безопасного поведения по улице.

Одним из обязательных условий успешного освоения дошкольниками правил безопасного поведения на дорогах является взаимодействие с родителями, так как формирование данных навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения.

Работа с родителями: Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей.

Родители воспитанников являются «живым» примером.

С целью организации эффективного взаимодействия с родителями использовались как традиционные, так и инновационные формы работы: родительский патруль, индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации), мастер-классы, участие в социально значимых акциях, праздниках и развлечениях с привлечением инспектора ГИБДД, в семейных конкурсах, фотоколлажах, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков, анкетирование.

Сотрудничество ДОУ с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного привития дошкольникам навыков дорожной безопасности.

Наше ДОУ тесно взаимодействует с ОГИБДД Валуйского городского округа. Сотрудники ОГИБДД по возможности принимают участие в изучении детьми ПДД:

Используются такие формы работы:

  • тематические недели по профилактике и пропаганде ДДТТ «Знакомьтесь, служба ГИБДД»
  • акции, досуги
  • выступления на родительских собраниях.

Технологию «Гость группы» активно применяем и в работе с социумом. Инспекторы ГИБДД приходят в группу детского сада и рассказывают детям интересные сведения о своей профессии, проводят профилактические мероприятия по обеспечению детской безопасности на улицах и дорогах. Разъясняют дошкольникам, что осуществляя функцию обеспечения безопасности дорожного движения, патрульные и постовые наряды следят за соблюдением Правил дорожного движения водителями транспортных средств и гражданами, своевременно предупреждают и пресекают нарушения этих правил пешеходами; оказывают помощь детям, престарелым и инвалидам при переходе ими улиц; обеспечивают порядок на остановках общественного транспорта при несении службы в местах напряженного движения транспортных средств и пешеходов; проверяют у водителей в случае нарушения ими правил дорожного движения наличие и правильность водительских и путевых документов.

Инспекторы ДПС объясняют, какие правила необходимо соблюдать пешеходам при движении по улицам и дорогам, почему нужно использовать световозвращающие элементы в одежде, как залог личной безопасности. Напоминают, о необходимости фиксации ремнями безопасности после посадки в транспортное средство. Демонстрируют оснащение спец. машины.

Подобные совместные мероприятия педагогов с сотрудников ГИБДД способствуют выработке у детей прочных навыков безопасного поведения на улицах, знакомству с большим и разнообразным миром взрослых профессий.

Деятельность отряда юных помощников инспекторов движения является эффективной формой обучения и воспитания детей дошкольного возраста в формирование основ безопасного поведения.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К.Ю. Белая. М.: Сфера, 1998.
  2. Горохова Н.А. Организационно-содержательные аспекты деятельности отрядов «Юных инспекторов движения»: метод. рекомендации ГАОУдополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013 г.
  3. Извекова, Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения. — М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
  4. Клочанов, Н.И. Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы «Дорога, ребенок, безопасность» / Н.И. Клочанов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  5. Козловская, Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. — М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год