ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ПОСРЕДСТВОМ КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ |
ПДД детям | |||
Автор: Кубаева Наталия Алексеевна Зубцова Марина Валентиновна | |||
13.07.2023 09:15 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ПОСРЕДСТВОМ КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» с. Шелаево Валуйского района Белгородской области Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены, будущими школьниками. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улице. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь и усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, рядом с проезжей частью, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах проводится планомерно, систематически и в течение всего учебного года. В нашем детском саду организована работа отряда ЮПИД (ЮНЫХ ПОМОЩНИКОВ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ). Цель создания отряда ЮПИД: формирование у детей углубленных знаний правил дорожного движения через вовлечение в число активных пропагандистов законопослушного поведения на улицах и дорогах. Члены отряда ЮПИД помогают в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Главная задача отряда юных помощников инспекторов движения – активное участие в пропаганде правил дорожного движения, предупреждение нарушений ими этих правил. Основные направления работы отряда юных инспекторов движения: информационное, пропагандистское, шефское и другие. Информационная деятельность направлена на информирование участников образовательного процесса и образовательного сообщества о проблемах детского дорожно-транспортного травматизма и основах безопасного поведения на улицах и дорогах. Пропагандистская деятельность предполагает разъяснительную работу для детей дошкольного возраста по вопросам безопасного поведения на улицах и дорогах. Шефская деятельность предусматривает разъяснительную работу по пропаганде основ безопасного поведения на улицах и дорогах для детей дошкольного возраста. Содержания и формы деятельности отряда ЮПИД рассматриваются как в образовательной, так и в рамках воспитательной работы образовательного учреждения. Система работы педагога по формированию познавательной деятельности по безопасности дошкольников строится с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей дошкольников через различные формы совместной деятельности. В зависимости от вида деятельности педагогами используются различные формы работы, педагогические технологии работы с детьми:
Сюжетно-ролевые игры: «Пешеходы», «Пассажиры», «Регулировщик», «На дорогах города»; «Получение водительского удостоверения». Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Светофор», «Водители», «Кто отличник-пешеход?», «Путешествие на машинах», «Найди нужный знак», «По дороге», «Учим дорожные знаки», «Законы улиц и дорог», «Дорожная азбука», «Светофор и регулировщик», «Говорящие дорожные знаки», «Разрезные знаки», «Подбери знак», «Я грамотный пешеход», «Дорожное лото», «Найди нужный знак»; Настольные игры: «Светофор», «Говорящие знаки», «Водители и пешеходы, автомобили». Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Перекрёсток», «Нарисуем дорогу», «Бегущий светофор» Чтение художественной литературы и знакомство с произведениями художественной литературы, отгадывание загадок. Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (аппликация, рисование, ручной труд, пространственное моделирование). Для активизации социального опыта безопасного поведения детей на дорогах была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет:
В холле и группе создан центр «Безопасность», где имеется разметка перекрестка, установлены дорожные знаки, оформлен стенд, собран методический и наглядный материал по правилам дорожного движения, расположены макеты, моделирующие дорожную обстановку домов, улиц, дорожных знаков и разметки в привычном детям микрорайоне; имеются развивающие игры, художественная литература, наборы разных машин, в том числе и тематических, дорожные знаки, создана картотека дидактических игр, пособия и материалы, необходимые для проведения разнообразных видов деятельности. Подобрана атрибутика для сюжетно – ролевых игр на данную тему ( «Пешеходы», «Путешествие по городу», «Я – водитель»). На территории ДОУ функционирует специально оборудованная транспортная площадка, имитированная частью города: тротуар, дороги с разметкой (по которым дети едут на машинах), четырехсторонний перекресток, пешеходные переходы, стационарные дорожные знаки. Здесь дети отрабатывают практические навыки, учатся быть пешеходами, водителями. Создание в ДОУ условий для ознакомления, изучения детьми ПДД формирует устойчивой интерес дошкольников, способствует приобретению необходимых привычек знаний, представлений безопасного поведения по улице. Одним из обязательных условий успешного освоения дошкольниками правил безопасного поведения на дорогах является взаимодействие с родителями, так как формирование данных навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Работа с родителями: Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Родители воспитанников являются «живым» примером. С целью организации эффективного взаимодействия с родителями использовались как традиционные, так и инновационные формы работы: родительский патруль, индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации), мастер-классы, участие в социально значимых акциях, праздниках и развлечениях с привлечением инспектора ГИБДД, в семейных конкурсах, фотоколлажах, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков, анкетирование. Сотрудничество ДОУ с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного привития дошкольникам навыков дорожной безопасности. Наше ДОУ тесно взаимодействует с ОГИБДД Валуйского городского округа. Сотрудники ОГИБДД по возможности принимают участие в изучении детьми ПДД: Используются такие формы работы:
Технологию «Гость группы» активно применяем и в работе с социумом. Инспекторы ГИБДД приходят в группу детского сада и рассказывают детям интересные сведения о своей профессии, проводят профилактические мероприятия по обеспечению детской безопасности на улицах и дорогах. Разъясняют дошкольникам, что осуществляя функцию обеспечения безопасности дорожного движения, патрульные и постовые наряды следят за соблюдением Правил дорожного движения водителями транспортных средств и гражданами, своевременно предупреждают и пресекают нарушения этих правил пешеходами; оказывают помощь детям, престарелым и инвалидам при переходе ими улиц; обеспечивают порядок на остановках общественного транспорта при несении службы в местах напряженного движения транспортных средств и пешеходов; проверяют у водителей в случае нарушения ими правил дорожного движения наличие и правильность водительских и путевых документов. Инспекторы ДПС объясняют, какие правила необходимо соблюдать пешеходам при движении по улицам и дорогам, почему нужно использовать световозвращающие элементы в одежде, как залог личной безопасности. Напоминают, о необходимости фиксации ремнями безопасности после посадки в транспортное средство. Демонстрируют оснащение спец. машины. Подобные совместные мероприятия педагогов с сотрудников ГИБДД способствуют выработке у детей прочных навыков безопасного поведения на улицах, знакомству с большим и разнообразным миром взрослых профессий. Деятельность отряда юных помощников инспекторов движения является эффективной формой обучения и воспитания детей дошкольного возраста в формирование основ безопасного поведения. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. ЛИТЕРАТУРА
|