Формирование правил безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности |
ПДД детям | |||
Автор: Ефимова Наталья Григорьевна | |||
03.04.2023 16:17 | |||
Формирование правил безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка» В. А. Сухомлинский С появлением первого автомобиля возникла проблема обеспечения безопасного поведения людей на дорогах. А в процессе энергичной оснащённости населения автомобилями эта проблема обострилась. Современному человеку необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения. Потому как сами дети часто создают аварийные ситуации при пересечении проезжей части, то и обучение детей нормам поведения на дорогах стало одной из приоритетных задач образовательной деятельности дошкольного учреждения. Формировать у детей навыки правильного поведения на улицах необходимо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны. Правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании.
Музыка и безопасность — на первый взгляд далёкие друг от друга направления в образовательной деятельности. Но объединяя их, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в рамках интеграции образовательных областей, возникает увлекательный и перспективный способ вовлечения воспитанников в изучение правил поведения на дорогах. В нашем дошкольном учреждении проходили беседы с детьми о сигналах светофора, повторяли значение уже знакомых знаков дорожного движения и знакомились с новыми. Оживлённый интерес вызвал у ребят просмотр мультфильмов и чтение рассказов, разучивание песен, песен- переделок и стихов по теме дорожного движения. Одним из самых массовых и доступных видов искусства является пение. Оно наиболее близко и доступно детям, и способствует выражению своих переживаний, чувств и более глубокому восприятию музыки. В работе над песней обращалось внимание на новые непонятные слова, а беседа об эмоционально – образном содержании песни помогала настроить ребят на выразительное исполнение, на выбор соответствующего характеру песни звукообразования, дикции, дыхания. Выученные песни далее включались в репертуар развлечений и музыкальных акций. Проведению музыкальной акций по безопасности дорожного движения «Мы за жизнь по правилам!» предшествовала предварительная работа с детьми и родителями. С детьми рассматривались сюжетные картинки, обсуждались дорожные ситуации, разучивались песни и речёвки, проводились репетиции для того, чтобы избежать путаницы и неразберихи во время мероприятия. С воспитателями и родителями были оформлены листовки, буклеты и агитплакаты. Непосредственно проведение акции начиналось на территории детского сада. Ребята отгадывали загадки про дорожные знаки, играли в игры, пели тематические песни. Далее колонной дети двигались по направлению к Скверу шахтёрской славы имени В. М. Кислова, выкрикивая речёвки, для привлечения пешеходов и водителей к соблюдению правил дорожного движения. В конечной точке маршрута, дошкольники раздавали прохожим буклеты и листовки, сделанные своими руками. Для достижения высоких результатов в освоении правил дорожного движения были использованы разработки музыкальных развлечений, взятые из педагогической литературы и интернет – ресурсов. Целью развлечений было ознакомление и закрепление знаний детей с общепринятыми правилами безопасного поведения и научить дошкольников анализировать опасные ситуации. Во время таких развлечений у детей развивается внимание, логическое мышление, память, речь, обогащается словарный запас. В ходе проведения мероприятий оценивалась инициативность детей, их активная позиция, интерес, эмоциональный настрой. Развлечения по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Дорожных знаков» проходили увлекательно на основе словесных, музыкальных и подвижных игр, песен и стихотворений. Одним из наиболее любимых детьми видов развлечения, является музыкальный флешмоб. Здесь интегрируются познавательное и речевое развитие, физическая культура и музыкальное восприятие. Целью такой музыкальной акции является ознакомление детей в нетрадиционной форме с правилами дорожного движения; формирование навыков безопасного поведения на проезжей части посредством музыкальных и танцевальных постановок. Предварительный этап в работе над постановкой флешмоба включал в себя профилактические беседы, разучивание речёвок и танцевальных движений. Участники флешмоба «Добрый друг – наш Светофор!» пропагандировали соблюдение правил дорожного движения и безопасность детей – пешеходов. Для исполнения флешмоба ребята под музыку с энтузиазмом выстроились на площади имени В. Ленина, тем самым привлекая внимание прохожих к проблеме опасных ситуаций на дороге. Флэшмоб подарил веселый праздник мальчишкам и девчонкам, а также всем прохожим, закрепил знания детей по правилам безопасности на дороге и вдохновил самих участников на новые проекты. Интересной формой работы стали музыкальные акции –театрализации для детей младшего дошкольного возраста в исполнении старших дошколят. Главная цель мероприятия – формировать у детей основные навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города с использованием театрализованной деятельности. Работая над спектаклями было поставлено несколько задач: знакомство и закрепление знаний и навыков у детей старшего дошкольного возраста по поведению на дороге и улице, самореализация и раскрепощение каждого ребенка, создание благоприятного микроклимата, развитие творческих способностей детей и активизация познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к теме безопасности дорожного движения. Из всех музыкальных акций работа над театрализациями стала самой объёмной. Для музыкальной акции – театрализации по правилам дорожного движения «Новые приключения Колобка» (по мотивам русской народной сказки «Колобок») необходимо было подготовить костюмы, распределить и разучить роли, поработать над образом и характером героев, отрепетировать весь сценарий. Но в результате показ театрализованной постановки оказался ярким и запоминающимся событием, как для старших дошкольников, так и для малышей. Следует отметить, что вся подборка музыкальных мероприятий предполагает стимулирование познавательной активности детей по данному направлению работы, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных и жизненных задач. Важно помнить, что все применяемые методы и приемы формирования представлений о правилах дорожного движения должны быть взаимосвязаны, только при этом условии, они оказывают положительное воздействие на участников дорожного движения. Комплексно организованная работа с детьми позволила решать задачи по формированию безопасного поведения на дорогах посредством музыкальной деятельности, акций, развивать в дошкольниках дисциплинированность, сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения на дороге.
|