ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ПДД В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ. |
ПДД детям | |||
Автор: Ишина Елена Валерьевна Попова Альбина Васильевна Мурашова Лариса Максимовна | |||
30.09.2022 11:03 | |||
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ПДД В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ. Аннотация: В статье рассмотрена организация центра ПДД согласно требованиям ФГОС ДО в группе компенсирующей направленности; описаны игровые технологии, которые позволяют организовать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать интерес детей к изучению правил дорожного движения; сделан вывод о важности организации центра ПДД для познавательного и речевого развития детей.
Возрастающая интенсивность движения транспорта на улицах сопровождается увеличением дорожно-транспортных происшествий с участием детей, поэтому воспитание безопасного поведения дошкольников, знание и соблюдение дорожных правил — одна их актуальных тем в современном мире, так как в ней раскрываются возможности сохранения здоровья и жизни детей. Предрасположенность детей к несчастным случаям на дорогах обусловлена возрастными особенностями их психофизиологического развития: преобладание процессов возбуждения над процессом торможения; преобладание потребности в движении над чувством осторожности; стремление подражать взрослым; недостаток знаний; переоценка своих возможностей. Отсюда следует, что чем раньше дошкольники получат знания о безопасном поведении на дороге, тем меньше станет несчастных случаев с их участием. Следовательно, задачи по воспитанию безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста следующие:
Для обеспечения успешной реализации образовательного процесса и решения поставленных задач по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, в группе компенсирующей направленности организован познавательно-развивающий центр ПДД. При создании центра мы руководствовались следующими требованиями ФГОС:
Обучение навыкам безопасного поведения на дороге в группе организуется через различные виды деятельности, направленные на приобретение детьми определенного навыка поведения и опыта. Основным видом деятельности детей дошкольников является игра. Именно играя, дети запоминают важные правила, которые должны всегда точно соблюдаться, получают и усваивают представления о транспорте и поведении на дороге, принимают различные социальные роли. Также игра является средством развития у детей интеллекта, речи, зрительного восприятия, скорости мышления, поэтому, большое внимание в работе познавательно-развивающего центра ПДД уделяется игровым технологиям. Ролевая и театрализованная игра. В ролевых и театрализованных играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации, в которых могут показать практические навыки и умения. В нашем развивающем центре ПДД представлены атрибуты для таких игр, как «Юные пешеходы», «Мы – пассажиры», «Я-водитель», «Службы спасения»: разные виды транспорта, парковка автомобильная, дорожные знаки, костюм сотрудника ДПС, макет Светофора, пешеходная дорожка «зебра» и др.). Также ребята с удовольствием инсценируют сказки «на новый лад» с использованием элементов ПДД и показывают их воспитанникам других групп. Дидактические игры -это игры с правилами, которые способствуют развитию познавательной деятельности и овладению различными мыслительными операциями. В нашем центре расположены следующие игры: «Как избежать неприятностей», «Учим дорожные знаки», «Внимание, дорога!» «Умный светофор», «Дорожное лото» и др. Игры с использованием макетов. Макет дороги, расположенный в центре, даёт возможность разыгрывать различные ситуации, предлагаемые взрослым или детьми, используется для совместной образовательной деятельности детей с педагогом, а также для самостоятельных игр. Подвижные игры. В процессе подвижных игр, кроме того, что у дошкольников совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества и ориентировка в пространстве, также закрепляются знания правил дорожного движения, расширяются знания детей о транспортных средствах, светофоре и значении его сигналов; развиваются умения и навыки правильного поведения на дороге; формируется уважение к труду водителей и сотрудников ДПС. Интеллектуально-познавательные игры. В интеллектуально-познавательных играх дети проявляют себя, показывает, чему они научились, какие навыки приобрели. Подбор игр объединяется одним сюжетом – это игры-путешествия, занимательные викторины, познавательные квесты. Навык применения правил дорожного движения развивается у детей нашей группы и при рассматривании сюжетных картин, и в беседах, и при чтении художественной литературы, и при решении кроссвордов и отгадывании загадок, а также в продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Организация центра ПДД и применение различных форм работы с детьми служат основой для мотивации дошкольников в их участии в конкурсах различного уровня. Таким образом, можно сделать вывод о том, что развивающая предметно- пространственная среда центра ПДД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, невольно вовлекает в процесс познания правил дорожного движения. Также в процессе игровой деятельности в центре ПДД у детей развивается и обогащается речь, что немаловажно для воспитанников, имеющих нарушения речи. Список литературы:
октября 2013 года № 1155.
|