Проект «Правила дорожные детям знать положено!»
(старшая группа)
Выполнила: Шамшурина Н.В. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга г. Санкт-Петербург г. Колпино 2022 г
Актуальность:
Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Скачать проект
Поэтому определена следующая проблема: воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту дорожного движения. Актуальность данной темы связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную безопасность. Поэтому важно не просто рассказать о дорожной безопасности, но и закрепить правила поведения на дороге. А также познакомить с профессиями ДПС.
С этой целью был разработан проект «Правила дорожные детям знать положено!»
Обоснование проблемы:
«Самое дорогое у человека – это жизнь», — писал Н.А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего мира.
Реализация данного проекта предполагает возможность развить в детях такие качества как: внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность, так необходимые всем участникам дорожного движения. Знание и соблюдение правил дорожной безопасности только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства ответственности как за собственную безопасность, так и безопасность других участников дорожного движения.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: информационно-игровой.
Участники проекта:
Проект организован с детьми старшего дошкольного возраста. Активное участие в создании предметно- пространственной развивающей среды приняли родители.
Цель проекта: формирование у детей знаний о дорожной безопасности, навыков безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о правилах дорожной безопасности.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о правилах дорожной безопасности;
- формировать представления детей о безопасном поведении на дороге;
- дать представление о видах дорожных знаков;
- познакомить детей с профессией постового;
- обогащать словарь детей в соответствии с темой;
- освоение детьми, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.
Развивающие:
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- воспитывать чувство самосохранения.
- воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих людей.
- формирование культуры участника дорожного движения;
- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения.
Предполагаемый результат:
Дети понимают важность выполнения правил дорожной безопасности.
Изменится отношение детей к своей безопасности и здоровью.
Повысится компетентность участников педагогического процесса по вопросам дорожной безопасности.
Создание видеоролика «Обращение к родителям!», участие в акции «Скорость не главное», «Операция СИМ». Составление дополнительных разработок занятий, игр, практических занятий. Итоговое мероприятие – развлечение для детей и родителей «Баба-Яга и светофор»
Пополнение РППС по дорожной безопасности.
Продукт проектной деятельности:
Реализация проекта осуществлялась через специально организованную деятельность: НОД, тематические беседы, чтение литературы; совместную деятельность педагога с детьми: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, рассматривание сюжетных картин, мастер-класс для детей и участие в акции «Скорость — не главное», «Операция «СИМ». А также, в работе с родителями: консультации, пополнение уголка ряжения костюмами постового и ДПС, покупка светоотражающих жилетов, участие в выставке рисунков совместно с детьми — «Соблюдай ПДД», создание собственной книги из сочинений рассказов и сказок по ПДД. Запись видеообращения детей к родителям. Итоговым мероприятием стало проведение досуга «Баба-Яга и светофор»
Реализация проекта:
№
|
О проекте
|
Содержание
|
1.
|
Участники проекта
|
Воспитатель: Шамшурина Наталья Владимировна
Воспитанники старшей группы «В»
Родители воспитанников старшей группы «В»
|
2.
|
Возрастная группа
|
старшая
|
3.
|
Продолжительность
|
Среднесрочный: с февраля 2022 года по май 2022г.
|
4.
|
Этапы реализации проекта
|
I.Подготовительный этап.
|
Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта.
1. Подбор методической и художественной литературы, сюжетных картин и иллюстраций по теме.
2. Информация для родителей «Участвуем в проекте»
3.Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
4. Изготовление пособий, карточек, моделей.
5. Определение тематики бесед.
6. Тематическое планирование.
7. Сбор информации.
8. Разработка конспектов НОД, сценариев развлечений.
|
5.
|
II. Основной этап
|
Реализация проекта
|
Месяц
|
НОД
|
Взаимодействие с родителями
|
Совместная деятельность педагога с детьми
|
Самостоятельная детская деятельность
|
Февраль
|
Беседа «Мы идём по тротуару» Цель: дать представление, из каких частей состоит дорога, и для чего они предназначены.
НОД Познавательное развитие. Тема: «Наша улица»
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению ПДД в качестве пешехода.
|
Консультация: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»
- Рекомендовать родителям просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука дорожной безопасности».
|
- Чтение стихотворений «Пешеходам – тротуар», «Осторожно на дороге!».
- Физкультминутка «Дети едут на машине»
- Развивающая игра «Пешеходы и водители»
- Чтение «Сказки о правилах дорожного движения»
|
-Рассматривание иллюстраций по теме.
-Раскрашивание картинок из серии «дорожная безопасность.
-Подвижная игра «Машины»
|
Февраль
|
Беседа: «Для чего нужно знать и выполнять правила дорожного движения» Цель: закрепить навыки по ПДД, правильно переходить дорогу.
Занятие по картине «Дорога в городе» Цель: развитие способностей к ориентировке на улице, понимание порядка на улице и дороге.
|
Консультация
««Причины детского дорожно-транспортного травматизма»»
Памятка для родителей:
«Берегите детей», «Юному пешеходу», «Соблюдай ПДД – не случится ДТП»
|
- Рассматривание и обсуждение сюжетных картин с проблемными ситуациями «Пешеходик»
- Отгадывание загадок по ПДД
Чтение художественной литературы: Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»; Кончаловская Н. «Самокат»;
|
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе»
Самостоятельная деятельность детей в прописях
- Дидактическая игра: «Математические пазлы»
|
Февраль
|
Беседа «Регулировщик и его работа» цель – познакомить с работой регулировщика; научить показывать сигналы «Остановись», «Внимание», «Путь свободен» и действовать в соответствии с ними.
|
Рекомендовать родителям совместно с детьми написать рассказы или сказки по ПДД, а также картинки к ним.
|
- Просмотр электронного пособия «Регулировщик»
- Беседа «Сигналы регулировщика» Цель: закрепить понятие «Регулировщик». Формировать умение различать жесты регулировщика, воспитывать в детях организованность.
-Чтение художественной литературы: Я. Пишумов «Посмотрите, постовой»
|
- Сочинение историй «Что было бы, если….»
- Лепка «Регулировщик»
- Рассматривание картинок «Дорожные знаки»
|
Февраль
|
Художественно-эстетическое развитие, аппликация. Тема: «Наша улица» (коллективная работа) Цель: воспитывать интерес к окружающему, развивать наблюдательность. Закреплять умение аккуратно вырезать по контуру, работать совместно.
|
- Участие родителей в пополнении РППС – пошив костюмов
Изготовление макета дороги.
|
Составление рассказов из личного опыта «Как пройти от дома до детского сада»
- Дидактическая игра «Четвертый лишний»
|
- Спортивные эстафеты: «Лучший водитель полицейской машины».
-Конструирование из лего, строительного материала «Пост ГАИ».
|
Март
|
Беседа: «Дорожные знаки» Цель: формировать умение различать дорожные знаки (для детей старшего дошкольного возраста). Закрепить знания детей о сигналах светофора. Воспитывать умение правильно вести себя на дорогах.
|
- Рекомендовать родителям наблюдение за перекрёстком, как едут машины, пешеходы переходят дорогу.
Оформление плаката для родителей «Скрытая опасность на дороге»
|
Решение проблемных ситуаций: «Подскажи верное решение», «Найди ошибку»
Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы. Дорожная безопасность»
Чтение художественной литературы: Бедарев О. «Если бы …»; Берестов В. «Про машины»; Боровой Е. В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
|
- Строительные игры:
«Гараж для полицейских машин»
-Сюжетно ролевая игра «Автомастерская»».
Раскраски по теме ПДД
|
Март
|
Взаимодействие с инспектором ОГИБДД: Экскурсия к перекрёстку.Цель: расширять знания детей об улице, дороге, перекрёстке; закреплять правила безопасного поведения пешехода на перекрёстке.
|
- Рекомендовать родителям художественную литературу по ПДД для чтения детям
-Памятка для родителей
«Родителям о правилах дорожного движения»
|
- Рассматривание и обсуждение сюжетных картин «Приключение Пешеходика»
-Дидактическая игра «Вопросы и ответы», “Да, нет”
- Игра «Передай жезл» Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках.
|
-Рисование «Машины на дороге»
- Сюжетно-ролевая игра «Мы - пешеходы»
Игры на макете перекрёстка
|
Март
|
Рисование «Дорожные знаки»
Цель: закрепление представления о различных дорожных знаках и их назначении.
|
- Изготовление родителями игры по ПДД для детей «Доббль»
- приобретение родителями игры по Мемо по ПДД
|
- Слушание песен о правилах дорожного движения
- Создание лэпбука «Правила дорожного движения»
|
- Настольно-печатные игры: «Продолжи ряд», «Доббль»,
«Лабиринты», «Мемо»
-Рассматривание сюжетных картин «Дорожные ситуации»
|
Март
|
Познавательная беседа - «Знаки, предупреждающие водителя и пешехода об опасности на дороге»
Цель: ознакомление детей с некоторыми предупреждающими знаками. («Дорожная азбука в детском саду» Е.Я. Хабибуллина стр.36)
|
Памятки для родителей по ПДД
|
Отгадывание загадок по ПДД
Игра со свистком «Замри» («Улица, транспорт, дорога» Е.В. Баринова стр.48)
Игра на внимание «Сигналы светофора» («Улица, транспорт, дорога» Е.В. Баринова стр.59)
|
Самостоятельная работа с прописями по ПДД
Игры на макете города.
|
Апрель
|
НОД Познавательное развитие. Тема: «Транспорт нашего города» Цель: закрепление знания о правилах дорожного движения, о светофоре, городском транспорте, его видах.
|
Оформление выставки художественной литературы по правилам дорожного движения.
|
- Игра «Встаньте те, кто…», «Передай жезл» (К.В. Петрова Обучение детей ПДД стр.63)
- Рассматривание и обсуждение картин «Что перепутал художник»
|
Игра – ходилка «Юный пешеход»
Раскраски «Дорожные знаки»
Самостоятельные игры с лэпбуком
|
Апрель
|
НОД Развитие речи. Тема: «Правила дорожного движения» Цель: Формирование основ безопасного поведения на дорогах
|
Участие в акции «Скорость не главное»
|
Физкультминутка «На шоссе» (ПДД для детей 3-7 лет Г.Д. Беляевскова стр. 68)
Гимнастика для глаз «Светофор»
Чтение сказок по ПДД
|
Сюжетно-ролевая игра "По дороге в детский сад"
Настольно-дидактические игры по ПДД
|
Апрель
|
Занятие по картине «Игры на улице» Цель: формирование знаний о правилах безопасного поведения на улице во время прогулок и игр.
|
Изготовление родителями игры лото по ПДД
|
Чтение художественной литературы: Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д.
«Перекресток» и другие.
Разучивание пальчиковой гимнастики: «Дорожных правил очень много»
|
Сюжетно-ролевая игра «Автозаправочная станция» (АЗС)
Игра лото по ПДД
|
Апрель
|
Составление рассказов «Моя дорога домой» Цель: развитие монологической, связной речи, умение последовательно излагать мысли.
|
Изготовление совместно с детьми книг и рисунков по ПДД.
|
- Разучивание стихов по ПДД, разучивание песни Игоря Русских «Правила дорожного движения»
Подготовка к записи видеоролика для родителей.
|
Настольно-печатные игры: «Мемо», «Доббль»
Работа с раскрасками и прописями по ПДД.
|
Май
|
Занятие – прогулка «Помни правила ГАИ, это правила твои» Цель: расширение знания о правилах поведения на улице; научить различать и понимать, что обозначают дорожные знаки
|
Стенгазета для родителей
«Правила дорожные – соблюдать положено»
|
Сюжетно-дидактическая игра
«Бензозапрٜавочная станция»
Чтение художественной литературы: И. Серяков «Знакомьтесь – автомобиль», «Законы улицы и дорог», «Дорожная грамота»
|
Сюжетно-ролевая игра: «Автомастерская»
Рассматривание сюжетных картин «Улицы города»
|
Май
|
Беседа: «Обязанности пешеходов и правила обхода стоящего транспорта» Цель: обучение правилам и обязанностям пешеходов.
|
Участие в акции «Операция «СИМ»
|
Запись видеоролика для родителей.
Разучивание песни «Зебра», стихотворений к развлечению.
|
Рисование на свободную тему.
|
Май
|
Итоговое мероприятие «Баба-Яга и светофор»
|
Подготовка атрибутов к развлечению
Участие в акции «Пристегнись».
|
Подготовка к мероприятию: повторение стихотворений и песен.
Просмотр видео о работе регулировщика
|
Настольно-печатные игры, раскраски по желанию.
|
III. Заключительный этап
|
Февраль
|
Подведение итогов.
Создание презентации «Регулировщик»
Создание видео ролика для родителей
Участие в акции «Скорость не главное», «Операция «СИМ»
Развлечение «Баба-Яга и светофор»
|
|
|
|
|
|
|
Оценка результатов реализации проекта осуществляется по следующим показателям:
Определить представления детей старшей группы можно с помощью диагностики по правилам безопасного поведения на дорогах[1]. Каждое задание целевого ориентира оценивается отдельно, по трёхбалльной системе, по одной схеме:
3 балла – ребёнок выполнил задание правильно, справился с ним самостоятельно, осознанно;
2балла – с заданиями справился, но долго думает, тратит много времени;
1 балл – ребёнок с заданием справился, но требуется помощь педагога.
Баллы суммируются, и выводится средний балл.
15-20 правильных ответов – высокий уровень. Ребёнок проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД, активен на занятиях. Имеет прочные знания об окружающем мире, использует их в практической деятельности. Навыки по правилам безопасного поведения на дороге сформированы.
8-14 правильных ответов – средний уровень. Ребёнок проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД, иногда принимает активное участие в занятиях. Навыки безопасного поведения на дороге сформированы. Представления об окружающем есть, но путается в понятиях.
4-7 правильных ответов – допустимый уровень между низким и средним. Ребёнок проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД, навыки безопасного поведения на дороге не сформированы, на занятиях пассивен. Представления об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.
0-3 правильных ответа – низкий уровень. Ребёнок не проявляет интереса к образовательной деятельности по ПДД. Навыки безопасного поведения на дороге не сформированы, отказывается от выполнения заданий. Представления об окружающем не сформированы.
Примечание: звёздочкой помечен правильный ответ.
- На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (на желтый, на зелёный*, на красный.)
- Какие виды светофоров бывают? (для пешеходов*, для зверей, для транспорта*)
- У какого светофора два сигнала? (для пешеходов*, для зверей, для транспорта)
- Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? (на проезжей части дороги, на тротуаре, на детской площадке*)
- При перевозке в автомобиле ребёнок должен… (сидеть в багажнике, сидеть на переднем пассажирском сиденье, находиться в специальном детском кресле*)
- По какой части дороги должен ходить пешеход? (по проезжей части, по тротуару*, по разделительной полосе)
- Какой стороны тротуара нужно придерживаться при движении пешеходу? (середины, правой стороны*, левой стороны)
- В каком месте можно переходить улицу? (в любом месте, там, где есть пешеходный переход*, там, где захочешь)
- Какое транспортное средство можно отнести к общественному? (грузовик, легковой автомобиль, автобус*)
- Место пересечения дорог - это… (тротуар, проезжая часть, перекрёсток*)
- Люди, идущие по дороге, - это… (водители, пешеходы*, пассажиры)
12. Дорожная разметка пешеходного перехода – это… (тигр, зебра*, жираф)
13. Какой знак поможет участнику дорожного движения найти место, где ему окажут первую медицинскую помощь? (красная звезда, красный круг, красный крест*)
14. Человек, заменяющий светофор, - это… (стекольщик, регулировщик*, дрессировщик)
15. Когда разрешен выход из автобуса? (когда открылись двери, когда автобус остановился и открылись двери*, когда водитель махнул рукой)
16.Какой машине разрешен проезд на красный сигнал светофора? (скорой помощи*, такси, папиной и маминой машине)
17.Какие виды пешеходных переходов ты знаешь? (подземный, наземный*, водный, подводный, воздушный, железнодорожный)
18.Как надо вести себя пассажиру в общественном транспорте? (бегать по салону, отвлекать водителя разговорами, сидеть спокойно и держаться за поручни*)
Список литературы
- Петрова К.В. Обучение детей ПДД. Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2020. – 96с.
- Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии/ авт.-сост. Г.Д. Беляевскова (и др.). – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 153с.
- Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 64.,цв. вкл.
- Развивающий игровой комплект «Правила дорожного движения 5-7 лет. 16 иллюстрированных карт-заданий. Автор-составитель: И.С. Батова
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 80с. (Вместе с детьми).
- Горская А.В. Правила – наши помощники. Методические рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города.: учебно-наглядное пособие/ под ред. С.И. Бугрова. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 16с.; 6 цв. ил.
[1]Петрова К.В. Обучение детей ПДД. Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2020, стр. 12
|