Опыт работы по Обучению основам безопасного поведения на дорогах «Я – пешеход»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Солнышко» города Белореченска муниципального образования Белореченский район.
Выполнила воспитатель: Грицаева Дарья Александровна
Обучения детей правилам дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит его безопасность и здоровье.
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений.
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями. В большинстве случаев основной причиной дородно-транспортных происшествий является элементарное пренебрежение требованиями Правил дорожного движения. Поэтому очень важно знакомить детей с Правилами дорожного движения, начиная как можно раньше. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Скачать конспект
Основываясь принципами безопасности и здоровья ребенка, я взялась за разработку плана мероприятий по «Безопасному поведению на дорогах» на весь год. Когда это стало приносить свои плоды, я не остановилась на достигнутом и продолжила разработку плана по возрасту своих воспитанников.
При разработке мероприятий я основывалась согласно возрастной категории, и таким принципам организации образовательного процесса как:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже усвоенное в предыдущем;
- Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;
- Деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- Интеграции – интегрированность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;
- Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
- Преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше приема родителей.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- Проектный метод обучения.
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
- Личностно-ориентированная технология.
- Технология игрового обучения.
- Метод наблюдения и беседы.
Методы активизации родителей:
- Тренинговые игровые упражнения и задания.
- Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
- Обращение к опыту родителей.
- Использование информационно-коммуникативных технологий.
Прежде всего, была создана развивающая среда: разработан перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, оформление картотеки занятий, наблюдений, экскурсий, досугов, игр по ПДД, что позволило проводить знакомство детей к правилам дорожного движения на занятиях разного вида, организовать целенаправленные экскурсии к проезжей части; оформлен уголок безопасности, в который входит подиум с макетом улиц и дорог, с помощью которого ребята учились решать проблемные ситуации.
Теоретическая база опыта.
В основе теоретической базы лежат следующие нормативно-правовые документы:
- Постановление от 3 октября 2013 года №864 о Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»;
- Закон РФ от 10. 12. 2007 года «О безопасности дорожного движения» — статья 29 «Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах»;
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155 от 17. 10. 2013 года.
- «Концепция дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) (1989г.);
- Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой.
На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой.
На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике нокоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Ключановым, М.М. Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А. Шорыгиной и др.
Перспективное планирование для среднего возраста.
Дата
|
Вид деятельности
|
материал
|
Взаимодействия
|
Сентябрь
|
Беседа «Правила дорожного движения должны знать все»
|
Картинки «Транспорт»
|
Воспитатель, дети.
|
|
Рекомендации родителям по обучению детей ПДД.
|
Памятка, буклет
|
Воспитатели, родители.
|
|
Целевая прогулка к дороге.
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
Д\И «Светофор»
|
Круги: красного, зеленого, желтого цветов, светофор.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Мастер- класс для родителей по обучению детей ПДД.
|
Мяч, листы альбома с изображением силуэта светофора, краски для пальчиков.
|
Воспитатель, дети, родители.
|
Октябрь
|
Беседа «Виды транспорта»
|
Презентация «Виды транспорта»
|
Воспитатель, дети.
|
|
Рассматривание альбома: «Какие бывают дороги»
|
Иллюстрации с изображением различных видов магистралей, перекрестков, улиц.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Д/И «Четвертый лишний» (закреплять знания детей из чего состоит машина).
|
Картинки по теме.
|
Воспитатель, дети.
|
|
П/И «Красный, желтый, зеленый».
|
Обручи: красный, желтый, зеленый.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Чтение стихотворения: «Моя улица» О. Плотонова.
|
Книга.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Родительское собрание: «Будьте внимательны!»
|
Буклеты, анкеты.
|
Воспитатели, родители.
|
Ноябрь
|
Беседа «Есть машины нам друзья»
|
Презентация: «Специальный транспорт служб спасения»
|
Воспитатель, дети.
|
|
Мультфильм: «Светофор»
|
https://yandex.ru/search/?clid=9582&text=мультфильм%20для%20детей%20про%20светофор&l10n=ru&lr=35#/videowiz?filmId=16322372632815123607
|
Воспитатель, дети.
|
|
Чтение стихотворения С. Михалкова «Светофор»
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
П\И «Воробушки и автомобили»
|
Маски на голову «Воробушки», рули.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Развлечение с родителями: «Надо быть внимательными!» (спортивное мероприятие).
|
|
Физ.инструктор, воспитатели, родители, дети.
|
Декабрь
|
Беседа: «На дороге играть запрещено!»
|
Картинки с ситуациями.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Беседа: «Дорожные знаки»
|
Картинки с изображением дорожных знаков.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Консультация для родителей: «Осторожно, скользко на дороге».
|
Буклеты.
|
Воспитатель, родители.
|
|
П/И «Поезд»
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
Игры с кинетическим песком: «Дороги от дома к дому»
|
Кинетический песок, игрушки, лопатки.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Д/И «Найти свой автомобиль».
|
Картинки с изображением транспортных средств.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Мультфильм «Лева грузовичок».
|
https://www.youtube.com/watch?v=z-yhATQSA3o
|
Воспитатель, дети.
|
Январь
|
Беседа: «Спецтехника, зачем она нужна?».
|
Картинки с изображением специальном- строительном транспорте.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Целевая экскурсия (наблюдение за спецтехникой как убирает снег)
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
Познавательное видео о специальном- строительном транспорте.
|
336720740yandex.ru/video/search?filmId=5879873017&text=мультфильмы%20
|
Воспитатель, дети.
|
|
П/И «Воробушки и кот»
|
Флажки: желтого, зеленого, красного цветов.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Заучивание наизусть стихотворения С. Михалкова «Светофор».
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
Мастер класс для родителей по обучению основам ПДД.
|
|
Воспитатель, родители и дети.
|
Февраль
|
Беседа: «Посмотри налево, посмотри направо»
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
Рисование «Учим Зайку различать дорожные знаки».
|
Раскрашки с изображением дорожных знаков, мелки.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Акция «Пристегни ремень!» работа с родителями.
|
Фотоотчет.
|
Воспитатель, родители, дети.
|
|
Д/И «Разрезные картинки»
|
Разрезные картинки дорожных знаков.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Чтение стихотворение О. Коба «Безопасный островок».
|
Знак «Дорожный переход»
|
Воспитатель, дети.
|
|
Мультфильм «Дорожные знаки»
|
https://yandex.ru/video/search?source=videoviewer-suggest&filmId
|
Воспитатель, дети.
|
Март
|
Беседа: «Правило поведения в транспорте».
|
Сюжетные картинки.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Д/И «Транспорт»
|
Картинки «Виды транспорта»
|
Воспитатель, дети.
|
|
С/Р «Водитель»
|
Рули, жилеты, фуражка и жезл полицейского, набор «Дорожные знаки».
|
Воспитатель, дети.
|
|
Выставка рисунков «Дорожные знаки»
|
Рисунки.
|
Воспитатель, родители, дети.
|
|
Чтение литературы В. Сутеева «Разные колеса».
|
Книга.
|
Воспитатель, дети.
|
|
|
|
|
Апрель
|
Беседа: «Регулировщик»
|
Презентация: «Регулировщик»
|
Воспитатель, дети.
|
|
Д/И «Узнай и назови»
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
Игры с кинетическим песком: «Такие разные машинки»
|
Кинетический песок, формочки в виде машинок.
|
Воспитатель, дети.
|
|
П/И «Мы машины»
|
Рули.
|
Воспитатель, дети.
|
|
С/Р «Учим зайку переходить дорогу».
|
Игрушки для сюжетной игры.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Рисование на асфальте «Дорожный переход».
|
Мелки
|
Воспитатель, дети.
|
|
Акция: «Я правильно перехожу дорогу!».
|
Фотоотчет.
|
Воспитатель, родители, дети.
|
Май
|
Беседа: «Поможем Мишке перейти улицу!»
|
Набор «Дорожные знаки»
|
Воспитатель, дети.
|
|
С/Р «Мы пешеходы!»
|
Предметы для сюжетной игры.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Загадывание загадок по ПДД.
|
Книга с загадками
|
Воспитатель, дети.
|
|
П/И «Цветные автомобили»
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
Просмотр познавательного видео про ПДД.
|
336720740yandex.ru/video/search?filmId=5879873017&text=мультфильмы%20.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Праздник: «Светофор»
|
Дорожные знаки, мячи, обручи, дорожки, флажки, конусы, корзины.
|
Физ. инструктор, воспитатель, родители, дети.
|
Перспективное планирование для старшего возраста.
Дата
|
Вид деятельности
|
материал
|
Взаимодействия
|
Сентябрь
|
Беседа «Устройство проезжей части»
|
Презентация: «Проезжая часть».
|
Воспитатель, дети.
|
|
Родительское собрание: «Безопасность на дороге, как объяснить это детям»
|
Памятка, буклет
|
Воспитатели, родители.
|
|
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
Д\И «Угадай какой знак»
|
Карточки.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Мастер- класс для родителей по созданию макета улиц.
|
Бумага, картон, клей, ножницы.
|
Воспитатель, дети, родители.
|
Октябрь
|
Беседа «Виды транспорта» (закрепление)
|
Презентация «Виды транспорт»
|
Воспитатель, дети.
|
|
|
Иллюстрации с изображением различных видов магистралей, перекрестков, улиц.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Д/И «Четвертый лишний» (закреплять знания детей из чего состоит машина).
|
Картинки по теме.
|
Воспитатель, дети.
|
|
П/И «Красный, желтый, зеленый».
|
Обручи: красный, желтый, зеленый.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Чтение стихотворения: «Моя улица» О. Плотонова.
|
Книга.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Родительское собрание: «Будьте внимательны!»
|
Буклеты, анкеты.
|
Воспитатели, родители.
|
Ноябрь
|
Беседа «Есть машины нам друзья»
|
Презентация: «Специальный транспорт служб спасения»
|
Воспитатель, дети.
|
|
Мультфильм: «Светофор»
|
https://yandex.ru/search/?clid=9582&text=мультфильм%20для%20детей%20про%20светофор&l10n=ru&lr=35#/videowiz?filmId=16322372632815123607
|
Воспитатель, дети.
|
|
Чтение стихотворения С. Михалкова «Светофор»
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
П\И «Воробушки и автомобили»
|
Маски на голову «Воробушки», рули.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Развлечение с родителями: «Надо быть внимательными!» (спортивное мероприятие).
|
|
Физ.инструктор, воспитатели, родители, дети.
|
Декабрь
|
Беседа: «На дороге играть запрещено!»
|
Картинки с ситуациями.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Беседа: «Дорожные знаки»
|
Картинки с изображением дорожных знаков.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Консультация для родителей: «Осторожно, скользко на дороге».
|
Буклеты.
|
Воспитатель, родители.
|
|
П/И «Поезд»
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
Игры с кинетическим песком: «Дороги от дома к дому»
|
Кинетический песок, игрушки, лопатки.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Д/И «Найти свой автомобиль».
|
Картинки с изображением транспортных средств.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Мультфильм «Лева грузовичок».
|
https://www.youtube.com/watch?v=z-yhATQSA3o
|
Воспитатель, дети.
|
Январь
|
Беседа: «Спецтехника, зачем она нужна?».
|
Картинки с изображением специальном- строительном транспорте.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Целевая экскурсия (наблюдение за спецтехникой как убирает снег)
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
Познавательное видео о специальном- строительном транспорте.
|
336720740yandex.ru/video/search?filmId=5879873017&text=мультфильмы%20
|
Воспитатель, дети.
|
|
П/И «Воробушки и кот»
|
Флажки: желтого, зеленого, красного цветов.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Заучивание наизусть стихотворения С. Михалкова «Светофор».
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
Мастер класс для родителей по обучению основам ПДД.
|
|
Воспитатель, родители и дети.
|
Февраль
|
Беседа: «Посмотри налево, посмотри направо»
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
Рисование «Учим Зайку различать дорожные знаки».
|
Раскрашки с изображением дорожных знаков, мелки.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Акция «Пристегни ремень!» работа с родителями.
|
Фотоотчет.
|
Воспитатель, родители, дети.
|
|
Д/И «Разрезные картинки»
|
Разрезные картинки дорожных знаков.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Чтение стихотворение О. Коба «Безопасный островок».
|
Знак «Дорожный переход»
|
Воспитатель, дети.
|
|
Мультфильм «Дорожные знаки»
|
https://yandex.ru/video/search?source=videoviewer-suggest&filmId
|
Воспитатель, дети.
|
Март
|
Беседа: «Правило поведения в транспорте».
|
Сюжетные картинки.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Д/И «Транспорт»
|
Картинки «Виды транспорта»
|
Воспитатель, дети.
|
|
С/Р «Водитель»
|
Рули, жилеты, фуражка и жезл полицейского, набор «Дорожные знаки».
|
Воспитатель, дети.
|
|
Выставка рисунков «Дорожные знаки»
|
Рисунки.
|
Воспитатель, родители, дети.
|
|
Чтение литературы В. Сутеева «Разные колеса».
|
Книга.
|
Воспитатель, дети.
|
|
|
|
|
Апрель
|
Беседа: «Регулировщик»
|
Презентация: «Регулировщик»
|
Воспитатель, дети.
|
|
Д/И «Узнай и назови»
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
Игры с кинетическим песком: «Такие разные машинки»
|
Кинетический песок, формочки в виде машинок.
|
Воспитатель, дети.
|
|
П/И «Мы машины»
|
Рули.
|
Воспитатель, дети.
|
|
С/Р «Учим зайку переходить дорогу».
|
Игрушки для сюжетной игры.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Рисование на асфальте «Дорожный переход».
|
Мелки
|
Воспитатель, дети.
|
|
Акция: «Я правильно перехожу дорогу!».
|
Фотоотчет.
|
Воспитатель, родители, дети.
|
Май
|
Беседа: «Поможем Мишке перейти улицу!»
|
Набор «Дорожные знаки»
|
Воспитатель, дети.
|
|
С/Р «Мы пешеходы!»
|
Предметы для сюжетной игры.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Загадывание загадок по ПДД.
|
Книга с загадками
|
Воспитатель, дети.
|
|
П/И «Цветные автомобили»
|
|
Воспитатель, дети.
|
|
Просмотр познавательного видео про ПДД.
|
336720740yandex.ru/video/search?filmId=5879873017&text=мультфильмы%20.
|
Воспитатель, дети.
|
|
Праздник: «Светофор»
|
Дорожные знаки, мячи, обручи, дорожки, флажки, конусы, корзины.
|
Физ. инструктор, воспитатель, родители, дети.
|
Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только наша педагогическая команда дошкольного учреждения и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей, постаралась использовать все доступные формы и методы повышения компетентности родителей по данному вопросу.
Подводя итог работы за 2 года, надо отметить: расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время движения транспорта, при выходе:
- дети научились распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их,
- обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды,
- значительно расширился и обогатился словарный запас детей.
Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.
Ссылка где опубликован материал: https://infourok.ru/opyt-raboty-po-obucheniyu-osnovam-bezopasnogo-povedeniya-na-dorogah-na-temu-ya-peshehod-4321462.html.
|